Е 25
Участников: 2
Страница 1 из 1
Денис Костюк- Сообщения : 14
Очки : 19
Репутация : 1
Дата регистрации : 2016-08-25
Возраст : 40
Откуда : Украина
Денис Костюк- Сообщения : 14
Очки : 19
Репутация : 1
Дата регистрации : 2016-08-25
Возраст : 40
Откуда : Украина
Re: Е 25
Попалась интересная статья Юрия Пашолока. Может быть пригодится при стройке!
Контракт на разработку E-25 получила фирма Argus Motoren Gesellschaft m.b.H. Ведущим конструктором был назначен Германа Клауэ (Hermann Klaue). Это был по-настоящему талантливый инженер, который за свою долгую жизнь оформил более полутысячи патентов на изобретения. Выбор Argus в качестве подрядчика может показаться странным, поскольку эта фирма более известна как изготовитель авиационных моторов. Вместе с тем, фирма Argus, как один из смежников по танковому производству, была не так уж и далека от танкостроения. Следует учитывать и то, что E-серия являлась скорее концептуальным проектом, имея если и не второстепенный, то, как минимум, дублирующий статус.
Задание, которое получил коллектив во главе с доктором Клауэ, выглядело весьма нестандартно. Требовалось разработать истребитель танков боевой массой в районе 25–30 тонн, оснащённый 75-мм пушкой Pak 42 L/70, с кормовым расположением трансмиссии и ходовой частью, элементы которой располагались бы снаружи корпуса. Позже появилась дополнительная задача, в соответствии с которой в конструкции САУ следовало максимально использовать элементы ходовой части и двигателя для лёгкого истребителя танков E-10.
Схема ходовой части E-25, на ней же отображены и общие обводы корпуса. Как можно заметить, никакой зенитной башни у машины нет.
Результатом проектных работ стала машина, эскизный проект которой стал обретать очертания летом 1944 года. Корпус E-25 был на 20 см короче Jagdpanzer IV, но при этом на 20 см шире и настолько же выше. Формой он достаточно сильно напоминал Jagdpanzer 38(t); аналогично была выполнена и установка вооружения. Похожим оказалось и бронирование: 50 мм в лобовой части, 30 мм по бортам и в корме. Как и требовало техническое задание, опорные катки были позаимствованы у проекта E-10, при этом их число выросло с 4 до 5 на борт. Траки оказались заметно шире, чем у Jagdpanzer IV и E-10 – 700 мм.
Поперечный разрез. Хорошо видны устройство подвески и конструкция ходовой части
Поскольку боевая масса была ограничена, Клауэ пришлось пойти на нестандартное решение. Возможная длина моторно-трансмиссионного отделения оказалась жёстко лимитирована, а ведь кроме двигателя куда-то надо было девать и трансмиссию, и радиаторы. Решением в этом случае стало поперечное размещение двигателя. Этим и объясняется, почему E-25 получила такой широкий корпус.
В качестве силовой установки предполагалось использовать 10-литровый двигатель Maybach HL100, тот самый, что когда-то предполагалось ставить на средний танк Z.W. и танк поддержки B.W.. Правда, за прошедшие 10 лет прогресс не стоял на месте, и мощность двигателя выросла с 300 до 400 лошадиных сил. Позже, как альтернатива, стал фигурировать и двигатель Maybach HL 101. Он имел тот же объём, что и HL 100, но за счёт форсирования его мощность выросла до 550 лошадиных сил.
В своих работах известный немецкий историк Вальтер Шпильбергер упоминал возможность установки в E-25 двигателя Maybach HL 230, но есть определённые сомнения, что мотор, имеющий в 2 раза больший объём, смог бы без проблем влезть в компактное моторное отделение. Зато можно с уверенностью говорить о том, что фирма Argus собиралась ставить на перспективный истребитель танков свои двигатели. Упоминаются два мотора – один мощностью 400 лошадиных сил, второй 600 лошадиных сил. Оба имели авиационные корни, и, вероятнее всего, речь идёт о переработанной версии AS 410, массового и весьма компактного мотора объёмом 12 литров, который ставился на ряд немецких самолётов.
Схема расположения трансмиссии и двигателя
Трансмиссию для E-25 с июля 1944 года разрабатывала ZF. По планам, её предполагалось закончить к январю 1945 года. Впрочем, Герман Клауэ параллельно работал и над своей трансмиссией. Как она должна была выглядеть, можно понять по патенту, оформленному им в начале 60-х. Кстати говоря, там же, скорее всего, фигурирует и двигатель от Argus, который предполагался как альтернатива для Maybach HL 100/101.
Послевоенный патент Германа Клауэ, в котором легко угадываются наработки по E-25
Окончательно проект был оформлен к январю 1945 года. Вместе с тем, по некоторым вопросам к этому времени окончательного решения принято ещё не было. Во-первых, это касается двигателя, ситуация с которым осталась неопределённой. Во-вторых, что не менее интересно, отсутствовало и окончательное решение по вооружению. Дело в том, что появилась альтернатива в виде 105-мм гладкоствольной противотанковой пушки 10 cm PAW 1000 (10H64), которая при меньшей длине ствола имела гораздо большую бронепробиваемость. В результате проект оказался в полуподвешенном состоянии. К слову, во всех вариантах, описанных в этой истории, отсутствует столь часто рисуемая на E-25 зенитная башня, которая появилась явно из-за путаницы с аналогичным проектом, о котором речь пойдёт ниже.
Финал у E-25 оказался печальным: даже до изготовления опытного образца дело не дошло. Есть противоречивая информация об изготовлении трёх корпусов. Указывается разное их местонахождение в разных источниках – то завод Alkett в Шпандау, то Катовица. Но никаких подтверждений этому факту нет.
Контракт на разработку E-25 получила фирма Argus Motoren Gesellschaft m.b.H. Ведущим конструктором был назначен Германа Клауэ (Hermann Klaue). Это был по-настоящему талантливый инженер, который за свою долгую жизнь оформил более полутысячи патентов на изобретения. Выбор Argus в качестве подрядчика может показаться странным, поскольку эта фирма более известна как изготовитель авиационных моторов. Вместе с тем, фирма Argus, как один из смежников по танковому производству, была не так уж и далека от танкостроения. Следует учитывать и то, что E-серия являлась скорее концептуальным проектом, имея если и не второстепенный, то, как минимум, дублирующий статус.
Задание, которое получил коллектив во главе с доктором Клауэ, выглядело весьма нестандартно. Требовалось разработать истребитель танков боевой массой в районе 25–30 тонн, оснащённый 75-мм пушкой Pak 42 L/70, с кормовым расположением трансмиссии и ходовой частью, элементы которой располагались бы снаружи корпуса. Позже появилась дополнительная задача, в соответствии с которой в конструкции САУ следовало максимально использовать элементы ходовой части и двигателя для лёгкого истребителя танков E-10.
Схема ходовой части E-25, на ней же отображены и общие обводы корпуса. Как можно заметить, никакой зенитной башни у машины нет.
Результатом проектных работ стала машина, эскизный проект которой стал обретать очертания летом 1944 года. Корпус E-25 был на 20 см короче Jagdpanzer IV, но при этом на 20 см шире и настолько же выше. Формой он достаточно сильно напоминал Jagdpanzer 38(t); аналогично была выполнена и установка вооружения. Похожим оказалось и бронирование: 50 мм в лобовой части, 30 мм по бортам и в корме. Как и требовало техническое задание, опорные катки были позаимствованы у проекта E-10, при этом их число выросло с 4 до 5 на борт. Траки оказались заметно шире, чем у Jagdpanzer IV и E-10 – 700 мм.
Поперечный разрез. Хорошо видны устройство подвески и конструкция ходовой части
Поскольку боевая масса была ограничена, Клауэ пришлось пойти на нестандартное решение. Возможная длина моторно-трансмиссионного отделения оказалась жёстко лимитирована, а ведь кроме двигателя куда-то надо было девать и трансмиссию, и радиаторы. Решением в этом случае стало поперечное размещение двигателя. Этим и объясняется, почему E-25 получила такой широкий корпус.
В качестве силовой установки предполагалось использовать 10-литровый двигатель Maybach HL100, тот самый, что когда-то предполагалось ставить на средний танк Z.W. и танк поддержки B.W.. Правда, за прошедшие 10 лет прогресс не стоял на месте, и мощность двигателя выросла с 300 до 400 лошадиных сил. Позже, как альтернатива, стал фигурировать и двигатель Maybach HL 101. Он имел тот же объём, что и HL 100, но за счёт форсирования его мощность выросла до 550 лошадиных сил.
В своих работах известный немецкий историк Вальтер Шпильбергер упоминал возможность установки в E-25 двигателя Maybach HL 230, но есть определённые сомнения, что мотор, имеющий в 2 раза больший объём, смог бы без проблем влезть в компактное моторное отделение. Зато можно с уверенностью говорить о том, что фирма Argus собиралась ставить на перспективный истребитель танков свои двигатели. Упоминаются два мотора – один мощностью 400 лошадиных сил, второй 600 лошадиных сил. Оба имели авиационные корни, и, вероятнее всего, речь идёт о переработанной версии AS 410, массового и весьма компактного мотора объёмом 12 литров, который ставился на ряд немецких самолётов.
Схема расположения трансмиссии и двигателя
Трансмиссию для E-25 с июля 1944 года разрабатывала ZF. По планам, её предполагалось закончить к январю 1945 года. Впрочем, Герман Клауэ параллельно работал и над своей трансмиссией. Как она должна была выглядеть, можно понять по патенту, оформленному им в начале 60-х. Кстати говоря, там же, скорее всего, фигурирует и двигатель от Argus, который предполагался как альтернатива для Maybach HL 100/101.
Послевоенный патент Германа Клауэ, в котором легко угадываются наработки по E-25
Окончательно проект был оформлен к январю 1945 года. Вместе с тем, по некоторым вопросам к этому времени окончательного решения принято ещё не было. Во-первых, это касается двигателя, ситуация с которым осталась неопределённой. Во-вторых, что не менее интересно, отсутствовало и окончательное решение по вооружению. Дело в том, что появилась альтернатива в виде 105-мм гладкоствольной противотанковой пушки 10 cm PAW 1000 (10H64), которая при меньшей длине ствола имела гораздо большую бронепробиваемость. В результате проект оказался в полуподвешенном состоянии. К слову, во всех вариантах, описанных в этой истории, отсутствует столь часто рисуемая на E-25 зенитная башня, которая появилась явно из-за путаницы с аналогичным проектом, о котором речь пойдёт ниже.
Финал у E-25 оказался печальным: даже до изготовления опытного образца дело не дошло. Есть противоречивая информация об изготовлении трёх корпусов. Указывается разное их местонахождение в разных источниках – то завод Alkett в Шпандау, то Катовица. Но никаких подтверждений этому факту нет.
Re: Е 25
Меня лично очень заинтриговал факт наличия зенитной башенки на Е-25!
Вот такой ответ обнаружился:
Говоря о перспективном немецком истребителе танков среднего класса, выделять особняком E-25 не совсем правильно. Дело в том, что разработка Argus была не единственным таким проектом. Альтернатива ему появилась практически одновременно, а разработка шла, возможно, даже быстрее. Как и в случае с E-100, конкурентом проекту под патронажем Книпкампа была разработка от Porsche K.G.
Исходная конфигурация Panzerkampfwagen Porsche, май 1943 года
Согласно исследованиям Томаса Йентца и Хилари Луиса Дойла, первое упоминание о Panzerkampfwagen Porsche датировано 13 мая 1943 года. Это была боевая машина примерно 25-тонного весового класса, которая заметно отличалась от всех остальных немецких средних истребителей танков. Проект предполагал использование литой брони, в то время как обычно корпуса немецких боевых машин сваривались из катаных листов. Толщина лба составляла 120 мм, а бортов и кормы — 80 мм. Машина получалась низкой (меньше двух метров высотой), короткой и с высоким клиренсом. Экипаж состоял из 4 человек, а в качестве вооружения предполагалась использовать 105-мм гаубицу leFH 18. Электрическая трансмиссия и ведущие колёса располагались сзади.
Зенитная башня, в которой установлена авиационная пушка MK 108
Надо сказать, что в исходном виде Panzerkampfwagen Porsche «прожил» недолго. Уже 15 мая 1943 года Гудериан, на тот момент генерал-инспектор танковых войск, «продавил» идею, согласно которой зенитное вооружение должно было быть штатным для каждого немецкого танка. Концерн Rheinmetall-Borsig, который довольно активно работал с Porsche K.G. над перспективным проектом штурмового танка, начал работу над зенитной башней.
В качестве вооружения для зенитной башни была выбрана 30-мм автоматическая пушка MK 108 разработки всё той же Rheinmetall-Borsig. Довольно компактная авиационная пушка отлично смотрелась и в качестве зенитного вооружения. Небольшие размеры исключали большой вылет ствола, а осколочно-фугасный боеприпас был примерно равноценен ручной гранате, что делало эффективным огонь и по наземным целям. Проект башни для штурмового танка, переименованного в Schwerer kleiner Panzerkampfwagen mit 10.5 cm, то есть «Тяжёлый маленький танк со 105-мм гаубицей», был представлен 29 июля 1943 года. Из-за роста массы толщину бортовой брони пришлось снизить до 70 мм, а боекомлект гаубицы уменьшить до 44 выстрелов. Тем не менее, масса штурмового танка выросла до 27 тонн.
Таким Schwerer kleiner Panserkampfwagen mit 10.5 cm был в феврале 1944 года
В течение следующего полугодия проект несколько раз переделывался. К февралю 1944 года Schwerer kleiner Panzerkampfwagen mit 10.5 cm претерпел значительные изменения. Очень серьёзно оказался переделан корпус, который теперь занимал всю габаритную ширину. Благодаря этому решению в нишах над гусеницами удалось разместить баки, радиостанцию и часть ЗИПа. Заметно увеличился угол наклона бортовых листов, что положительно сказалось на снарядостойкости. Одновременно машина стала чуть длиннее и выше, что улучшило условия работы экипажа, а боекомплект увеличился до 77 снарядов.
Полностью была переделана и ходовая часть, которая получила опорные катки меньшего диаметра (600 мм вместо 780 мм). Ширина траков уменьшилась с 600 до 550 мм. В качестве силовой установки предполагалось использовать 15-литровый дизельный двигатель Porsche. Мотор с воздушным охлаждением и формулой V-10 должен был развивать мощность 345 лошадиных сил. Он был соединён с электрической трансмиссией, ведущие колёса остались сзади.
Модификация весны-лета 1944 года. Место leFH 18 заняла 10 cm PAW 1000 (10H64)
Очередные изменения были внесены в апреле 1944 года. Дело в том, что к этому моменту leFH 18 уже не считалась достаточно эффективным орудием. Да и истребители танков немецкой армии теперь требовались больше, чем штурмовые танки. Результатом стала установка 105-мм гладкоствольной противотанковой пушки 10 cm PAW 1000 (10H64) разработки Krupp. Поскольку новое орудие оказалось не намного больше leFH 18, его установка не доставила особых проблем. Корпус САУ остался практически прежним. Боекомплект машины составлял 56 выстрелов для 10 cm PAW 1000 и 600 снарядов для зенитной пушки MK 108.
27-tons Sturmgeschütz, финальная конфигурация штурмового танка Порше
Обычно считают, что последняя активность немецких конструкторов по kleiner Panzerkampfwagen mit 10.5 cm относится к июню 1944 года, но это не так. Американская разведывательная миссия (CIOS, Combined Intelligence Objectives Sub-Committee) в своём докладе о деятельности Porsche K.G. за годы войны упоминает боевую машину 27-tons Sturmgeschütz. Доклад содержит довольно подробное описание машины, и оно заметно отличается от конфигурации kleiner Panserkampfwagen mit 10.5 cm лета 1944 года. Высота корпуса без зенитной башни уменьшилась до примерно 1,5 метров, его длина составляла 4900 мм, а ширина 3100 мм. В крыше корпуса, которая стала несколько больше по площади, появились люки для наводчика и механика-водителя. Зенитную башню сместили несколько вправо, а слева появился миномёт для дымовых мин, который мог использовать заряжающий. Поперечно расположенный двигатель воздушного охлаждения имел мощность 500 лошадиных сил. Вооружение осталось на прежнем уровне.
И последняя, важная деталь. В описании эта машина как минимум один раз называется «E-25». Судя по всему, именно эта ошибка породила теорию о наличии у E-25 зенитной башни.
Вот такой ответ обнаружился:
Говоря о перспективном немецком истребителе танков среднего класса, выделять особняком E-25 не совсем правильно. Дело в том, что разработка Argus была не единственным таким проектом. Альтернатива ему появилась практически одновременно, а разработка шла, возможно, даже быстрее. Как и в случае с E-100, конкурентом проекту под патронажем Книпкампа была разработка от Porsche K.G.
Исходная конфигурация Panzerkampfwagen Porsche, май 1943 года
Согласно исследованиям Томаса Йентца и Хилари Луиса Дойла, первое упоминание о Panzerkampfwagen Porsche датировано 13 мая 1943 года. Это была боевая машина примерно 25-тонного весового класса, которая заметно отличалась от всех остальных немецких средних истребителей танков. Проект предполагал использование литой брони, в то время как обычно корпуса немецких боевых машин сваривались из катаных листов. Толщина лба составляла 120 мм, а бортов и кормы — 80 мм. Машина получалась низкой (меньше двух метров высотой), короткой и с высоким клиренсом. Экипаж состоял из 4 человек, а в качестве вооружения предполагалась использовать 105-мм гаубицу leFH 18. Электрическая трансмиссия и ведущие колёса располагались сзади.
Зенитная башня, в которой установлена авиационная пушка MK 108
Надо сказать, что в исходном виде Panzerkampfwagen Porsche «прожил» недолго. Уже 15 мая 1943 года Гудериан, на тот момент генерал-инспектор танковых войск, «продавил» идею, согласно которой зенитное вооружение должно было быть штатным для каждого немецкого танка. Концерн Rheinmetall-Borsig, который довольно активно работал с Porsche K.G. над перспективным проектом штурмового танка, начал работу над зенитной башней.
В качестве вооружения для зенитной башни была выбрана 30-мм автоматическая пушка MK 108 разработки всё той же Rheinmetall-Borsig. Довольно компактная авиационная пушка отлично смотрелась и в качестве зенитного вооружения. Небольшие размеры исключали большой вылет ствола, а осколочно-фугасный боеприпас был примерно равноценен ручной гранате, что делало эффективным огонь и по наземным целям. Проект башни для штурмового танка, переименованного в Schwerer kleiner Panzerkampfwagen mit 10.5 cm, то есть «Тяжёлый маленький танк со 105-мм гаубицей», был представлен 29 июля 1943 года. Из-за роста массы толщину бортовой брони пришлось снизить до 70 мм, а боекомлект гаубицы уменьшить до 44 выстрелов. Тем не менее, масса штурмового танка выросла до 27 тонн.
Таким Schwerer kleiner Panserkampfwagen mit 10.5 cm был в феврале 1944 года
В течение следующего полугодия проект несколько раз переделывался. К февралю 1944 года Schwerer kleiner Panzerkampfwagen mit 10.5 cm претерпел значительные изменения. Очень серьёзно оказался переделан корпус, который теперь занимал всю габаритную ширину. Благодаря этому решению в нишах над гусеницами удалось разместить баки, радиостанцию и часть ЗИПа. Заметно увеличился угол наклона бортовых листов, что положительно сказалось на снарядостойкости. Одновременно машина стала чуть длиннее и выше, что улучшило условия работы экипажа, а боекомплект увеличился до 77 снарядов.
Полностью была переделана и ходовая часть, которая получила опорные катки меньшего диаметра (600 мм вместо 780 мм). Ширина траков уменьшилась с 600 до 550 мм. В качестве силовой установки предполагалось использовать 15-литровый дизельный двигатель Porsche. Мотор с воздушным охлаждением и формулой V-10 должен был развивать мощность 345 лошадиных сил. Он был соединён с электрической трансмиссией, ведущие колёса остались сзади.
Модификация весны-лета 1944 года. Место leFH 18 заняла 10 cm PAW 1000 (10H64)
Очередные изменения были внесены в апреле 1944 года. Дело в том, что к этому моменту leFH 18 уже не считалась достаточно эффективным орудием. Да и истребители танков немецкой армии теперь требовались больше, чем штурмовые танки. Результатом стала установка 105-мм гладкоствольной противотанковой пушки 10 cm PAW 1000 (10H64) разработки Krupp. Поскольку новое орудие оказалось не намного больше leFH 18, его установка не доставила особых проблем. Корпус САУ остался практически прежним. Боекомплект машины составлял 56 выстрелов для 10 cm PAW 1000 и 600 снарядов для зенитной пушки MK 108.
27-tons Sturmgeschütz, финальная конфигурация штурмового танка Порше
Обычно считают, что последняя активность немецких конструкторов по kleiner Panzerkampfwagen mit 10.5 cm относится к июню 1944 года, но это не так. Американская разведывательная миссия (CIOS, Combined Intelligence Objectives Sub-Committee) в своём докладе о деятельности Porsche K.G. за годы войны упоминает боевую машину 27-tons Sturmgeschütz. Доклад содержит довольно подробное описание машины, и оно заметно отличается от конфигурации kleiner Panserkampfwagen mit 10.5 cm лета 1944 года. Высота корпуса без зенитной башни уменьшилась до примерно 1,5 метров, его длина составляла 4900 мм, а ширина 3100 мм. В крыше корпуса, которая стала несколько больше по площади, появились люки для наводчика и механика-водителя. Зенитную башню сместили несколько вправо, а слева появился миномёт для дымовых мин, который мог использовать заряжающий. Поперечно расположенный двигатель воздушного охлаждения имел мощность 500 лошадиных сил. Вооружение осталось на прежнем уровне.
И последняя, важная деталь. В описании эта машина как минимум один раз называется «E-25». Судя по всему, именно эта ошибка породила теорию о наличии у E-25 зенитной башни.
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения
Сб Окт 05, 2024 1:27 am автор Dmitriy1990
» Ту-95МС "Медведь" Красноярск.
Вс Сен 01, 2024 11:06 pm автор Dmitriy1990
» Ту-95МС "Медведь" Красноярск.
Вс Сен 01, 2024 11:01 pm автор Dmitriy1990
» Ми-8МТ 1/48 звезда
Чт Апр 18, 2024 6:37 am автор Dmitriy1990
» Т-34 с орудием Л-11 образца декабря 1940-го года
Ср Апр 03, 2024 11:32 pm автор OVG67
» Як-21 Amodel 1/72
Чт Мар 21, 2024 10:09 pm автор Андрей Алисиевич
» Як-15 Амодел 1/72
Чт Мар 21, 2024 9:14 pm автор Андрей Алисиевич
» АЦ-40(5557)-002ПС
Вс Янв 21, 2024 2:57 am автор Dmitriy1990
» АЦ-40(5557)-002ПС ВКППЗиСР.
Вс Янв 21, 2024 2:56 am автор Dmitriy1990