E-100 Ausf.K - сверхтяжёлый командир (конверсия Trumpeter+AFV Club+Звезда 1/35)
Участников: 5
Страница 1 из 1
E-100 Ausf.K - сверхтяжёлый командир (конверсия Trumpeter+AFV Club+Звезда 1/35)
Снова приветствую всех Коллег по увлечению и просто случайно зашедших!
Наконец завершил работу над очередной моделью, которая волею случая ушла в долгострой на ровном месте. А значит есть повод рассказать, что сделать, чтобы получилось так же, или чего делать не надо.
Давайте сразу с места и в карьер: почему такое название и что за ужас тут вообще творится.
Как-то само собой возникло решение собрать модель этого танка в командирском варианте. Ну и, конечно же, насколько будет можно и уместно – доработать по своему вкусу. Я решил, что это будет эдакий «лидер» сверхтяжёлых танков, оснащённый не только антенной для радиостанции дальней связи, средствами радиосвязи для взаимодействия с авиацией, но также будет иметь возможность в ночном бою играть роль носителя мощного ИК-прожектора, обеспечивающего значительное увеличение дальности обнаружения целей приборами ночного видения (ПНВ) линейных танков и приданной пехоты в сравнении со штатными источниками ИК-излучения.
МОДЕЛЬ
Для постройки модели были использованы следующие наборы и материалы:
1. Trumpeter 00384 1/35 German E-100 Super Heavy Tank – основной набор, неплохого в общем качества, но с оговорками;
2. LionMarc Model Designs Set No. LM10033 - точёный ствол 128-мм орудия. Изделие хорошее, рекомендую к использованию;
3. Pontos Model MG-34 (Late) For Panzer 35006P1 – точёный металлический ствол пулемёта MG-34 в «танковом» усиленном кожухе;
4. Металлические гусеницы Friulmodel ATL-120 E-100 – не первый раз их использую, и повторю слово в слово свои же комментарии: рекомендую всем однозначно. Гусеницы у машины огромные, заметно выделяются на модели не смотря на то, что верхняя ветвь скрыта за экранами. Работать с этим набором, не смотря на сложность конструкции самих гусениц – одно удовольствие, ведь Friulmodel предлагает в наборе удобный кондуктор для сборки. Отличное качество материала плюс остаётся немного траков на запасные;
5. AFV Club 1:35 Scale Kit No. AF 35125 60cm Flakscheinwerfer (Flak-Sw 36) mit Sd.Ah.51 – набор для сборки зенитного прожектора с трейлером в комплекте. Набор неплохой, с приятной деталировкой и неплохо (но не отлично) собираемый. Трейлер по понятным причинам в работу не пошёл;
6. Voyager PE35245 –набор деталировки для танка E-100 – использован очень эпизодически;
7. Выхлопные патрубки Moskit 35-05 (гальваническое выращивание) со вваренными защитными штырями;
8. Троcы медные витые Eureka XXL различного диаметра (основной и трос-натяжитель гусениц);
9. Смоляные плетёные коуши для буксировочных тросов тяжёлых машин ТАНК А-198;
10. Точёная антенна и смоляной антенный ввод Panzer Art RE35-181 German 2m standard antenna set;
11. Точёная антенна 1,4m из запасов;
12. Самая заметная деталь – это телескопическая мачтовая антенна, заимствованная из набора от «Звезды» №3604 для постройки бронетранспортёра sd.kfz.251/3. Антенна отличного качества и из приятного пластика: гибкость не раз спасала её от повреждения;
13. Множество элементов от наборов из запасов (в основном Dragon), а также остатков всяческого травления и дополнени, как-то: шаровая пулемётная установка kugelblende, командирская башенка, ящики ЗИП по образцу «Пантеры/Ягдпантеры», шанцевый инструмент и его крепления, домкрат, точёные заглушки пистолетных портов от набора для САУ «Elefant», ПНВ от Voyager;
14. Широкий набор подручных средств и материалов: смоляные метизы MasterClub, в основном нашедшие применение на корме, латунные болты и гайки RB model, которые играют роль «пальцев» в буксировочных серьгах, проволока и обрезки травления, листовой пластик и трубки.
Традиционно, я пойду снизу вверх, описывая доработки и проделанную работу.
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ
1. Траки. Здесь как обычно: не вижу возможности использовать предлагаемые в наборе виниловые траки. Качество, в общем, может и не плохое, как для винила, но, к сожалению я лично видел не так много моделей Е-100 с внушающими доверие виниловыми траками. Для модели были приобретены металлические траки от Friulmodels. Благодаря предлагаемому в наборе с ними кондуктору для сборки, а также высокому качеству литья, работа с ними доставила одно удовольствие. Хотя, процесс и не быстрый.
2. Были доработаны ведущие «звёздочки» и их основания путём установки металлических штифтов (длинных болтов от RB model с резьбой), позволяющих звёздочкам вращаться. Считаю это очень нужным и полезным, что полностью оправдало себя в ходе установки гусениц на собранную машину, вращающиеся звёздочки настоятельно рекомендую делать всем. Также имитирована ненавязчивая фактура литья ведущих колёс.
Остальное – без изменений.
КОРПУС
По всему корпусу выполнено значительное количество сварных швов: их имитация сделана на всех имеющихся стыках бронеплит.
Как обычно, значительная работа была проделана по кормовой части машины.
Кормовая бронеплита:
1. Скорректирована форма бронировок доступа к механизмам натяжения ленивцев (как я предполагаю функционал этих элементов, или т.п.) и добавлена фактура литья на них в соответствии с имеющимися фото Е-100: в наборе ИМХО болты мелковаты и форма бронировок не совсем верна: не корректно передан облик мест вкручивания болтов;
2. Заменены все болты на всех элементах, установленных на кормовой бронеплите на изделия от Masterclub с оглядкой на фото кормы корпуса Е-100;
3. По образцу истребителя танков «ягдтигр» добавлена бронированная крышка отверстия для механического стартера и штыри его крепления;
4. Доработаны бронировки выхлопных труб: добавлены рымы для монтажа, фактура литья и сделаны вырезы в нижней части по образцу «ягдтигра» - сплошная бронировка лишена смысла (глухое дно ничего не защищает, увеличивает вес детали, и способствует накоплению влаги и грязи вокруг постоянно греющегося патрубка), рассверлены отверстия для крепления поддерживающей пластины кривого стартера ;
5. Выхлопные патрубки заменены на металлические от Moskit с вваренными защитными штырями (в оригинале они предназначены для «Тигра-охотника»);
6. Установлены ящики для инструмента/имущества экипажа по образцу «Пантеры»/ «Ягдпантеры», полученные из ящиков для оной же путём обрезания «короткого» торца и последующего восстановления выштамповки. На ящики добавлены травлёные замки крышек;
7. По образцу «Пантеры»/ «Ягдпантеры» сделано крепление под домкрат и установлен он самый;
8. Добавлены недостающие сварные швы.
ВЛД
1. Это конечно чистая отсебятина и исправлением той или иной ошибки не является (тем более что есть же фото корпуса танка, где этот элемент отсутствует) – но, добавлена шаровая установка пулемёта из запасов. Пулемёт – точёный от Pontos Model.
2. Заранее подготовлены элементы для монтажа ПНВ механика-водителя и стрелка-радиста;
Бортовые экраны
Здесь главной отличительной особенностью от оригинального набора является то, что на экранах разместились буксировочные тросы и трос-натяжитель гусениц. Вообще, экраны можно особо не жалеть в плане размещения чего-либо: они из броневой стали, их очень непросто сбить или разрушить. Буксировочные тросы висят коушами на толстых штырях со шляпками, дополнительно закреплены в П-образных скобах Г-образными штырями (к ним кстати надо было бы цепочки добавить, но как-то не сложилось).
Трос для натяжения гусениц крепится на открывающихся элементах с фиксацией винтом-«полубабочкой», дуга изгиба лежит на выполненном из остатка травления поддерживающем элементе, коуши насажены на такой же на корме.
Крыма моторного отсека
1. Машина получила комплект «противовоздушной брони» над отверстиями воздухозабора и шахтами вентиляторов. Над прямоугольными решётками воздухозабора установлены травлёные пластинки из набора Voyager для танка E-100, закреплённые смоляными болтами от MasterClub. Пластины над шахтами вентиляторов изготовлены из тонкого листового полистирола, и установлены на тонкие пластиковые прутки с приклеенной сверху имитацией болта и гайки, срезанные откуда-то с лишних деталей;
2. На крышке доступа к двигателю добавлен сварной шов вокруг дугообразной пластины для открывания люка, сам этот элемент рассверлен для имитации имеющегося в нём отверстия. Добавлены ручка для открывания и имитирована её приварка;
3. Немного доработал крышки горловин для заправки топлива и антифирза (добавил квадратные элементы, видимые на оригиналах). Горловины обварил;
4. Добавлены травлёные крюки для подъёма плиты над двигателем и плит над вентиляторами (взяты из набора для «Пантеры»), имтированы следы их приварки;
5. Добавил стакан антенного ввода основной антенны радиостанции Fu-5 для связи с другими танками: по умолчанию, модель вообще не имеет никакого антенного ввода, поэтому рекомендую всем прорабатывать данный вопрос;
6. Добавлен сделанный из остатков пластикового ствола орудия тубус для хранения секций антенн и банника с большими крышками с торцов. На крышки добавлено по 3 замка, травлёная ручка и цепочка, благодаря которой крышка не будет падать, будучи снятой с замков. Тубус крепится к корпусу на самодельные крепления из остатков каких-то пластиковых уголков;
7. Доработано световое оборудование: машина теперь имеет стандартный круглый красный ходовой огонь, и прямоугольный конвойный фонарь-указатель дистанции от машины. Элементы сделаны из остатков пластика и травления, для каждого фонаря сделан ввод для провода питания и добавлена сама проводка;
8. На крыше моторного отсека размещены 2 лома (длинный и короткий), а также рукоятка кривого стартера. Для этих элементов сделаны держатели и крепления из остатков травления для других моделей и пластика.
Крыша отделения управления
1. Самый важный момент: почему-то не все обращают на это внимание, но собранная просто по инструкции модель не может провернуть башню на 360 градусов: повороту башни мешает грибок вентилятора отделения управления. Его следует перенести вперёд для обеспечения поворота башни.
2. Доработан перископ механика-водителя: он теперь представляет собой поворачивающийся прибор по образцу «Пантеры»;
3. Добавил фиксаторы люков механика-водителя и стрелка-радиста (сделаны путём доработки каких-то пластиковых Г-образных элементов – фактически, вылеплены вокруг них с оглядкой на имеющихся фото таких элементов у «Королевского тигра»;
4. Заменены на проволоку ручки на люках стрелка-радиста и механика водителя, имитирована их приварка;
5. Самое заметное: концепция мне была понятна сразу, так что я предусмотрел 2 больших вывода для проводки, установил 4 постамента для монтажа фар «Бош» и ИК-прожекторов для ПНВ. В этих же самодельных б предусмотрел и выводы для питания детектора и интерпретатора ПНВ;
6. Добавлен шанцевый инструмент и его крепления, только теперь впереди перед люками лежат 2 лопаты, справа по ходу машины – топор, слева – кувалда для забивания пальцев траков и ножницы для резки проволоки. Всё это имеет травлёные крепления и взято из запасов.
БАШНЯ
Ну а вот здесь пожалуй самое интересное.
Конечно, проделанная работа больше направлена на реализацию именно моего проекта (да что там, фантазии – будем честными), но тем не менее – есть и вполне себе осмысленные и актуальные на мой взгляд решения.
Итак.
1. Trumpeter даёт на корме башни толстую квадратную пластину. Это на мой взгляд совершенно лишено смысла в виде, предложенном производителем: Если это люк, то он должен иметь петли. Если нечто по образу и подобию того, что было у КВ-2 с «Большой башней» для демонтажа гаубицы – должны быть болты какие-то или т.п. Заваривать по периметру этот элементы смысла нет: проще всю деталь башни сделать цельной чем заваривать отверстия в ней. Так что решайте как Вам кажется логичней, а я сделал этот элемент в формате люка по аналогии с тем, что был на «Ягдпатере» или «Королевском тигре». Изготовил сам из обрезков литника держатели шкворня, на котором двигается люк, на люке добавил ручку и бойницу с заглушкой на цепи.
2. Рекомендую немного доработать крепления для запасных траков в передней части башни: не считаю что это ошибка, но… там просто очень странно получается: буквально немного стоит перенести элементы крепления пальца траков, и вот уже там разместится вдвое больше траков, что создаст дополнительную защиту. Дело вкуса наверное больше, но сделать не сложно, а смотрится на мой взгляд – интересней;
3. На маске орудия добавил фактуру литья и имитировал стык литьевых форм. Он к сожалению больше похож на сварной, но… это как-бы не он
4. Добавлены сварные швы на стыках бронеплит;
5. Орудие.
Чего только не ставят коллеги на этот танк… Ну, модель сама по большому счёту больше фэнтезийная и предполагает конечно варианты, но я всё же установил ствол орудия 128-мм орудия PaK-44 (собственно, для «Ягдтигра»). Ствол от Lion Mark именно для Dragon-овского набора относительно удобен для монтажа, имеет нарезы и приятнее изкоробочного.
На мой взгляд, это грозное оружие одинаково эффективно против любого типа целей, так что я бы остановился именно на нём. Всяческие дульные тормозы-«перечницы» на мой взгляд не украшают эту машину, это орудие внушает своими боевыми характеристиками, и в дополнительных «украшающе-внушающих» элементах не нуждается. Ну и помните, что дульный тормоз ухудшает условия боевого применения танкового орудия;
6. Прицел.
Тут как обычно: сварной шов добавлен, внутрь вклеен отражающий элемент от Elf и окрашен новой краской A.MIG-095 Crystal Smoke: тот же Smoke от Tamiya по цвету, но способный создавать объёмный слой;
7. Командирская башенка заменена на смоляную от «Пантеры-F». К ней добавлена кольцевая турель пулемёта и усилена фактура литья. На люк добавлены запирающие элементы;
8. Добавлен антенный ввод на корме для антенны связи «самолёт-танк»;
9. Хоть люк на командирской башенке и закрыт, а ПНВ командира – убран, на крышу башни добавлена бронировка ввода стальной ленты «синхронизации» ПНВ командира с прицелом. Так как ленты нет – имитирована заглушка;
10. На кормовую плиту башни повесил дополнительный ящик для имущества по образцу «Ягдпантеры»;
11. Справа от антенны добавлен огнетушитель;
12. Запасные траки установлены на крепления, и надёжно держатся только за счёт трения и вставленного в отверстие держателя «пальца»;
13. По бортам башни сделаны пистолетные порты и добавлены их заглушки. Пользоваться правым наверное не очень удобно из-за радиостанций, но… свежий воздух зато
И подходим к самому интересному:
14. Машина оборудована антенной дальней связи, способной раскладываться высоко вверх для обеспечения возможности устойчивой передачи и приёма сигнала из машины. Предполагается, что машина входит в состав подразделений, обладающих высокими боевыми качествами, благодаря которым они находятся «на особом счету» у командования и часто могут уйти в глубокий «отрыв» от остальных, поэтому такой вот «прямой телефон» не будет лишним. Я думаю, это уже связь на уровне дивизии.
Радиооборудование занимает по моим прикидкам весь правый борт башни.
Антенна взята от sd.kfz.251/3 от «Звезды». Она очень удобна в работе. Её крепление сделал самостоятельно из пластикового двутавра и остатков травления. Добавил к антенне проводку. Её ввод в корпус танка выполнен через нижнюю часть смонтированного справа сверху башни антенного ввода. Обратите внимание на элемент справа от антенны (любители БТТ Германии периода ВМВ легко узнаю в нём держатель троса-натяжителя гусениц «Пантеры»): здесь это играет роль хранения запаса провода, идущего к антенне, когда она сложена;
15. Раз мы и так убрали половину БК (зато нам теперь не нужен командно-штабной БТР) – давайте избавимся и от носителя ИК-прожектора на шасси sd.kfz.251 или SWS – как говорится, «сгорел сарай – гори и хата!». На крыше башни установлен мощный ИК-прожектор, значительно превосходящий штатные ИК-облучатели FG-1250.
Его «постамент» сделан из… остатка диска от колёс для «Хорьха», вроде… Всё это доработано элементами из набора AFV Club: предполагается, что прожектор крепится на болтах, вкручиваемых в его раму к этому постаменту. В постаменте есть привод горизонтальной наводки, вертикальная – на раме.
Предполагается, что в ночном бою машина подсветит поле боя не только для других танков, но и для пехотинцев с компактными ПНВ.
Сам прожектор из набора от AFV Club. Вообще, если честно, это именно прожектор. ИК-прожектор несколько от него отличается передней частью. Но, я остановился на этом варианте. Долго красил стекло в «инфракрасный цвет»: стёкла ПНВ несколько отдают в синеву. Там нанесено несколько слоёв футуры, лака Smoke и прозрачного синего от Tamiya.
В ОБЩЕМ ПО МОДЕЛИ:
Немного по мелочи:
1. На всех буксировочных серьгах я имитировал фактуру литья;
2. Все буксировочные серьги имеют «рабочее» крепление латунными болтами и гайками от RB Model;
3. Впереди повесил цепь. Назначение этой цепи – работы при демонтаже экранов, ну и… можно дёрнуть кого-то лёгкого из грязи, да и просто забираться на танк через ВЛД теперь удобней ;
4. Вся оптика по традиции застеклена наклейками на боксы для моделей от Tamiya (из них нарезаны «стёкла» из участков, не имеющих надписей);
5. На штыревых антеннах имитировал барашки для их фиксации.
ОКРАСКА И МАРКИРОВКА
Для модели я выбрал камуфляж «осьминожка», который увидел однажды на известной в узких кругах фотографии «Королевского тигра». Оттуда появилась и идея с нанесением свастики, которая в общем-то не обязательна и… наверное кому-то покажется даже лишней – однако, было принято решение её нанести. Это в том числе и подчёркивает некоторую эмоциональную отсылку к маркировке и обстановке, в которой могла бы существовать данная машина. В дополнение ко всему этому (а вернее, тут сложно понять что чем дополняется) – маркировка машины показывает её принадлежность к фэнтезийному миру, в котором существует подразделение «чёрные рыцари», эмблемой которого является чёрная рука с чёрным же мечом. Всё это по моей задумке и создаёт образ грозного и несокрушимого по идее танка, которому усилиями нашего народа даже не удалось появиться на свет.
Итак, это машина 102 (что соответствует номеру танка заместителя командира батальона).
Номер нанесён на бортах башни и дублирован на ящике на левой стороне задней стенки башни.
Эмблема соединения нанесена на бортах башни, на правом кормовом ящике и на ВЛД слева вверху.
На бортовых экранах и левом ящике на корме нанесены знаки гос.принадлежности.
Со свастикой кстати не всё так просто: на самом деле в начале она нанесена декалью, но мне показалось, что это не очень реалистично, что на танке нанесена декалью, предназначенной к тому же для авиации. По идее такие вот «рисунки» делали от руки белой краской (хотя, есть фото машин 1945-го с явно нанесёнными по трафарету свастиками). Так что я «доработал» декаль белой краской, имитируя нанесение кистью.
Декали на «чёрных рыцарей» - из набора с Dragon-овской «Пантерой». В этот раз кстати что-то пошло не так: не понравилось как они ложились, особенно цифры, хотя это всё тот же мой любимый Cartograf.
По традиции – свою маленькую декаль от Alliance Model Works получил и огнетушитель.
Окраска произведена акрилами от TAMIYA.
База – оливково-зелёная olivegrune, камуфлирована полосами dunkelgelb. Цвета я на самом деле мешал по выкраскам акрилов Lifecolor, однако применение всяческих фильтров и масла сделали мой и так не аутентичный замес ещё дальше от реальности
Кружочки «осьминожки» рисовал акрилом Lifecolor от руки.
Тонировка маслом от Wilder.
Ну а дальше как обычно – грязь из тамиевского состава, пигменты Mig. Всё это наносилось на задутую тонким слоем из аэрографа жидко разведёнными красками Buff и Flat Earth от TAMIYA.
Трущиеся элементы и грани натёрты грифилем карандаша (как всегда, Faber-Castell 8B) и пигментом GunMetal.
Добавил чуть потёков масла из ступиц и следов ГСМ на крыше моторного отсека.
КАК СДЕЛАТЬ ВАШ Е-100 ЛУЧШЕ?
Традиционный раздел с традиционной же оговоркой: не лучше моей, а просто… лучше, в котором я провожу фактически «работу над ошибками», которые понял сам, и делюсь мыслями о том, что можно было добавить, но не сложилось.
- мне самому не очень нравятся ПНВ на ВЛД: смоляные приборы не имеют внутри стеклянного элемента, и я с ними перемудрил: вклеил внутрь стекляшки из прозрачного литника, покрытые футурой. Но через них стала видна окрашенная непрозрачная смола. Сверху был вынужден вклеить ещё линзы, которые запотели от суперклея. Это смотрелось ужасно, а выламывать это из хрупкой конструкции – было чревато.
Поэтому я покрыл из тёмным лаком от MIG Crystal Smoke.
На самом деле, я вообще не рекомендую эти смоляные ПНВ, но уж если связались (или свяжусья ещё раз) – сделать лучше так: взять отрезок прозрачного литника, с одной стороны покрыть футурой, а с другой - наждачкой сделать матовым. Матовой стороной приклеить внутрь ПНВ.
- Запыление на этот раз мне даже самому понравилось, хотя наверное стоило делать и ещё меньше. С грязью старался не перебирать, и никому не советую: эта машина если глубоко в грязь въедет – там и останется… И 2 лопаты на крыше отделения управления не помогут
Тем, кто будет собирать танк – рекомендовал бы всё же добавлять хотя-бы самые видимые сварные швы, не забывайте про антенну и смотровые приборы на командирской башенке. Башенку я бы кстати рекомендовал менять на что-нибудь: что-то с ней перемудрил Trumpeter, перископы в ней получаются или очень уж большие, или… какие-то в общем несуразные. Есть конечно коллеги, которые классно красят и виниловые гусеницы, но… это очень заметная деталь такого огромного танка, лучше всё же заменить на пластиковые же от Trumpeter или металл от Friulmodel. Со снятыми экранами конечно танк смотрится брутально и всё такое, но… стоит ли? Они всё же вполне себе бронированные, сбить их не так просто, да и в случае повреждения – мне кажется, их бы меняли или ремонтировали, не снимая просто так без надобности, лишая машину этой защиты только в крайнем случае.
Не рекомендовал бы покупать травление специально под эту машину: оно дорогое, и содержит крайне мало полезных элементов. Но вот травлёные сетки на моторный отсек лучше приобрести: изкоробочные в общем-то не плохие, но например от Aber или Armorscale – гораздо ажурнее.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Вот такая вышла модель. По поводу целесообразности такого командирского танка и вообще перспектив изготовления такой машины говорить не приходится: конечно, подвести можно любую теорию, но с одной стороны – уж слишком громоздкая машина, а с другой – ну а откуда командовать сверхтяжёлыми танками? Из бронетранспортёра? Ну… да, командовали же в принципе танками из БТР-ов… Хотя уже в дальнейшем на шасси собственно самих танков строились их командирские варианты. Так что, а почему бы и нет?
Но, как я уже писал с другой модели на этом шасси - мы не для погружения в такие рассуждения строим такие модели
Танк E-100 от Trumpeter – очень интересная, и при этом не самая сложная в сборке и приятная в работе модель. Всем однозначно рекомендую её к покупке.
Лично я соберу ещё не менее 1 танка в линейном варианте и штурмовое орудие на шасси E-100.
Стройте, фантазируйте, додумывайте: это и есть моделизм. Какой будет Ваш E-100 – решать только Вам, а моя модель – перед Вами.
Моё почтение. Kais.
26.03.2017
Наконец завершил работу над очередной моделью, которая волею случая ушла в долгострой на ровном месте. А значит есть повод рассказать, что сделать, чтобы получилось так же, или чего делать не надо.
Давайте сразу с места и в карьер: почему такое название и что за ужас тут вообще творится.
Как-то само собой возникло решение собрать модель этого танка в командирском варианте. Ну и, конечно же, насколько будет можно и уместно – доработать по своему вкусу. Я решил, что это будет эдакий «лидер» сверхтяжёлых танков, оснащённый не только антенной для радиостанции дальней связи, средствами радиосвязи для взаимодействия с авиацией, но также будет иметь возможность в ночном бою играть роль носителя мощного ИК-прожектора, обеспечивающего значительное увеличение дальности обнаружения целей приборами ночного видения (ПНВ) линейных танков и приданной пехоты в сравнении со штатными источниками ИК-излучения.
МОДЕЛЬ
Для постройки модели были использованы следующие наборы и материалы:
1. Trumpeter 00384 1/35 German E-100 Super Heavy Tank – основной набор, неплохого в общем качества, но с оговорками;
2. LionMarc Model Designs Set No. LM10033 - точёный ствол 128-мм орудия. Изделие хорошее, рекомендую к использованию;
3. Pontos Model MG-34 (Late) For Panzer 35006P1 – точёный металлический ствол пулемёта MG-34 в «танковом» усиленном кожухе;
4. Металлические гусеницы Friulmodel ATL-120 E-100 – не первый раз их использую, и повторю слово в слово свои же комментарии: рекомендую всем однозначно. Гусеницы у машины огромные, заметно выделяются на модели не смотря на то, что верхняя ветвь скрыта за экранами. Работать с этим набором, не смотря на сложность конструкции самих гусениц – одно удовольствие, ведь Friulmodel предлагает в наборе удобный кондуктор для сборки. Отличное качество материала плюс остаётся немного траков на запасные;
5. AFV Club 1:35 Scale Kit No. AF 35125 60cm Flakscheinwerfer (Flak-Sw 36) mit Sd.Ah.51 – набор для сборки зенитного прожектора с трейлером в комплекте. Набор неплохой, с приятной деталировкой и неплохо (но не отлично) собираемый. Трейлер по понятным причинам в работу не пошёл;
6. Voyager PE35245 –набор деталировки для танка E-100 – использован очень эпизодически;
7. Выхлопные патрубки Moskit 35-05 (гальваническое выращивание) со вваренными защитными штырями;
8. Троcы медные витые Eureka XXL различного диаметра (основной и трос-натяжитель гусениц);
9. Смоляные плетёные коуши для буксировочных тросов тяжёлых машин ТАНК А-198;
10. Точёная антенна и смоляной антенный ввод Panzer Art RE35-181 German 2m standard antenna set;
11. Точёная антенна 1,4m из запасов;
12. Самая заметная деталь – это телескопическая мачтовая антенна, заимствованная из набора от «Звезды» №3604 для постройки бронетранспортёра sd.kfz.251/3. Антенна отличного качества и из приятного пластика: гибкость не раз спасала её от повреждения;
13. Множество элементов от наборов из запасов (в основном Dragon), а также остатков всяческого травления и дополнени, как-то: шаровая пулемётная установка kugelblende, командирская башенка, ящики ЗИП по образцу «Пантеры/Ягдпантеры», шанцевый инструмент и его крепления, домкрат, точёные заглушки пистолетных портов от набора для САУ «Elefant», ПНВ от Voyager;
14. Широкий набор подручных средств и материалов: смоляные метизы MasterClub, в основном нашедшие применение на корме, латунные болты и гайки RB model, которые играют роль «пальцев» в буксировочных серьгах, проволока и обрезки травления, листовой пластик и трубки.
Традиционно, я пойду снизу вверх, описывая доработки и проделанную работу.
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ
1. Траки. Здесь как обычно: не вижу возможности использовать предлагаемые в наборе виниловые траки. Качество, в общем, может и не плохое, как для винила, но, к сожалению я лично видел не так много моделей Е-100 с внушающими доверие виниловыми траками. Для модели были приобретены металлические траки от Friulmodels. Благодаря предлагаемому в наборе с ними кондуктору для сборки, а также высокому качеству литья, работа с ними доставила одно удовольствие. Хотя, процесс и не быстрый.
2. Были доработаны ведущие «звёздочки» и их основания путём установки металлических штифтов (длинных болтов от RB model с резьбой), позволяющих звёздочкам вращаться. Считаю это очень нужным и полезным, что полностью оправдало себя в ходе установки гусениц на собранную машину, вращающиеся звёздочки настоятельно рекомендую делать всем. Также имитирована ненавязчивая фактура литья ведущих колёс.
Остальное – без изменений.
КОРПУС
По всему корпусу выполнено значительное количество сварных швов: их имитация сделана на всех имеющихся стыках бронеплит.
Как обычно, значительная работа была проделана по кормовой части машины.
Кормовая бронеплита:
1. Скорректирована форма бронировок доступа к механизмам натяжения ленивцев (как я предполагаю функционал этих элементов, или т.п.) и добавлена фактура литья на них в соответствии с имеющимися фото Е-100: в наборе ИМХО болты мелковаты и форма бронировок не совсем верна: не корректно передан облик мест вкручивания болтов;
2. Заменены все болты на всех элементах, установленных на кормовой бронеплите на изделия от Masterclub с оглядкой на фото кормы корпуса Е-100;
3. По образцу истребителя танков «ягдтигр» добавлена бронированная крышка отверстия для механического стартера и штыри его крепления;
4. Доработаны бронировки выхлопных труб: добавлены рымы для монтажа, фактура литья и сделаны вырезы в нижней части по образцу «ягдтигра» - сплошная бронировка лишена смысла (глухое дно ничего не защищает, увеличивает вес детали, и способствует накоплению влаги и грязи вокруг постоянно греющегося патрубка), рассверлены отверстия для крепления поддерживающей пластины кривого стартера ;
5. Выхлопные патрубки заменены на металлические от Moskit с вваренными защитными штырями (в оригинале они предназначены для «Тигра-охотника»);
6. Установлены ящики для инструмента/имущества экипажа по образцу «Пантеры»/ «Ягдпантеры», полученные из ящиков для оной же путём обрезания «короткого» торца и последующего восстановления выштамповки. На ящики добавлены травлёные замки крышек;
7. По образцу «Пантеры»/ «Ягдпантеры» сделано крепление под домкрат и установлен он самый;
8. Добавлены недостающие сварные швы.
ВЛД
1. Это конечно чистая отсебятина и исправлением той или иной ошибки не является (тем более что есть же фото корпуса танка, где этот элемент отсутствует) – но, добавлена шаровая установка пулемёта из запасов. Пулемёт – точёный от Pontos Model.
2. Заранее подготовлены элементы для монтажа ПНВ механика-водителя и стрелка-радиста;
Бортовые экраны
Здесь главной отличительной особенностью от оригинального набора является то, что на экранах разместились буксировочные тросы и трос-натяжитель гусениц. Вообще, экраны можно особо не жалеть в плане размещения чего-либо: они из броневой стали, их очень непросто сбить или разрушить. Буксировочные тросы висят коушами на толстых штырях со шляпками, дополнительно закреплены в П-образных скобах Г-образными штырями (к ним кстати надо было бы цепочки добавить, но как-то не сложилось).
Трос для натяжения гусениц крепится на открывающихся элементах с фиксацией винтом-«полубабочкой», дуга изгиба лежит на выполненном из остатка травления поддерживающем элементе, коуши насажены на такой же на корме.
Крыма моторного отсека
1. Машина получила комплект «противовоздушной брони» над отверстиями воздухозабора и шахтами вентиляторов. Над прямоугольными решётками воздухозабора установлены травлёные пластинки из набора Voyager для танка E-100, закреплённые смоляными болтами от MasterClub. Пластины над шахтами вентиляторов изготовлены из тонкого листового полистирола, и установлены на тонкие пластиковые прутки с приклеенной сверху имитацией болта и гайки, срезанные откуда-то с лишних деталей;
2. На крышке доступа к двигателю добавлен сварной шов вокруг дугообразной пластины для открывания люка, сам этот элемент рассверлен для имитации имеющегося в нём отверстия. Добавлены ручка для открывания и имитирована её приварка;
3. Немного доработал крышки горловин для заправки топлива и антифирза (добавил квадратные элементы, видимые на оригиналах). Горловины обварил;
4. Добавлены травлёные крюки для подъёма плиты над двигателем и плит над вентиляторами (взяты из набора для «Пантеры»), имтированы следы их приварки;
5. Добавил стакан антенного ввода основной антенны радиостанции Fu-5 для связи с другими танками: по умолчанию, модель вообще не имеет никакого антенного ввода, поэтому рекомендую всем прорабатывать данный вопрос;
6. Добавлен сделанный из остатков пластикового ствола орудия тубус для хранения секций антенн и банника с большими крышками с торцов. На крышки добавлено по 3 замка, травлёная ручка и цепочка, благодаря которой крышка не будет падать, будучи снятой с замков. Тубус крепится к корпусу на самодельные крепления из остатков каких-то пластиковых уголков;
7. Доработано световое оборудование: машина теперь имеет стандартный круглый красный ходовой огонь, и прямоугольный конвойный фонарь-указатель дистанции от машины. Элементы сделаны из остатков пластика и травления, для каждого фонаря сделан ввод для провода питания и добавлена сама проводка;
8. На крыше моторного отсека размещены 2 лома (длинный и короткий), а также рукоятка кривого стартера. Для этих элементов сделаны держатели и крепления из остатков травления для других моделей и пластика.
Крыша отделения управления
1. Самый важный момент: почему-то не все обращают на это внимание, но собранная просто по инструкции модель не может провернуть башню на 360 градусов: повороту башни мешает грибок вентилятора отделения управления. Его следует перенести вперёд для обеспечения поворота башни.
2. Доработан перископ механика-водителя: он теперь представляет собой поворачивающийся прибор по образцу «Пантеры»;
3. Добавил фиксаторы люков механика-водителя и стрелка-радиста (сделаны путём доработки каких-то пластиковых Г-образных элементов – фактически, вылеплены вокруг них с оглядкой на имеющихся фото таких элементов у «Королевского тигра»;
4. Заменены на проволоку ручки на люках стрелка-радиста и механика водителя, имитирована их приварка;
5. Самое заметное: концепция мне была понятна сразу, так что я предусмотрел 2 больших вывода для проводки, установил 4 постамента для монтажа фар «Бош» и ИК-прожекторов для ПНВ. В этих же самодельных б предусмотрел и выводы для питания детектора и интерпретатора ПНВ;
6. Добавлен шанцевый инструмент и его крепления, только теперь впереди перед люками лежат 2 лопаты, справа по ходу машины – топор, слева – кувалда для забивания пальцев траков и ножницы для резки проволоки. Всё это имеет травлёные крепления и взято из запасов.
БАШНЯ
Ну а вот здесь пожалуй самое интересное.
Конечно, проделанная работа больше направлена на реализацию именно моего проекта (да что там, фантазии – будем честными), но тем не менее – есть и вполне себе осмысленные и актуальные на мой взгляд решения.
Итак.
1. Trumpeter даёт на корме башни толстую квадратную пластину. Это на мой взгляд совершенно лишено смысла в виде, предложенном производителем: Если это люк, то он должен иметь петли. Если нечто по образу и подобию того, что было у КВ-2 с «Большой башней» для демонтажа гаубицы – должны быть болты какие-то или т.п. Заваривать по периметру этот элементы смысла нет: проще всю деталь башни сделать цельной чем заваривать отверстия в ней. Так что решайте как Вам кажется логичней, а я сделал этот элемент в формате люка по аналогии с тем, что был на «Ягдпатере» или «Королевском тигре». Изготовил сам из обрезков литника держатели шкворня, на котором двигается люк, на люке добавил ручку и бойницу с заглушкой на цепи.
2. Рекомендую немного доработать крепления для запасных траков в передней части башни: не считаю что это ошибка, но… там просто очень странно получается: буквально немного стоит перенести элементы крепления пальца траков, и вот уже там разместится вдвое больше траков, что создаст дополнительную защиту. Дело вкуса наверное больше, но сделать не сложно, а смотрится на мой взгляд – интересней;
3. На маске орудия добавил фактуру литья и имитировал стык литьевых форм. Он к сожалению больше похож на сварной, но… это как-бы не он
4. Добавлены сварные швы на стыках бронеплит;
5. Орудие.
Чего только не ставят коллеги на этот танк… Ну, модель сама по большому счёту больше фэнтезийная и предполагает конечно варианты, но я всё же установил ствол орудия 128-мм орудия PaK-44 (собственно, для «Ягдтигра»). Ствол от Lion Mark именно для Dragon-овского набора относительно удобен для монтажа, имеет нарезы и приятнее изкоробочного.
На мой взгляд, это грозное оружие одинаково эффективно против любого типа целей, так что я бы остановился именно на нём. Всяческие дульные тормозы-«перечницы» на мой взгляд не украшают эту машину, это орудие внушает своими боевыми характеристиками, и в дополнительных «украшающе-внушающих» элементах не нуждается. Ну и помните, что дульный тормоз ухудшает условия боевого применения танкового орудия;
6. Прицел.
Тут как обычно: сварной шов добавлен, внутрь вклеен отражающий элемент от Elf и окрашен новой краской A.MIG-095 Crystal Smoke: тот же Smoke от Tamiya по цвету, но способный создавать объёмный слой;
7. Командирская башенка заменена на смоляную от «Пантеры-F». К ней добавлена кольцевая турель пулемёта и усилена фактура литья. На люк добавлены запирающие элементы;
8. Добавлен антенный ввод на корме для антенны связи «самолёт-танк»;
9. Хоть люк на командирской башенке и закрыт, а ПНВ командира – убран, на крышу башни добавлена бронировка ввода стальной ленты «синхронизации» ПНВ командира с прицелом. Так как ленты нет – имитирована заглушка;
10. На кормовую плиту башни повесил дополнительный ящик для имущества по образцу «Ягдпантеры»;
11. Справа от антенны добавлен огнетушитель;
12. Запасные траки установлены на крепления, и надёжно держатся только за счёт трения и вставленного в отверстие держателя «пальца»;
13. По бортам башни сделаны пистолетные порты и добавлены их заглушки. Пользоваться правым наверное не очень удобно из-за радиостанций, но… свежий воздух зато
И подходим к самому интересному:
14. Машина оборудована антенной дальней связи, способной раскладываться высоко вверх для обеспечения возможности устойчивой передачи и приёма сигнала из машины. Предполагается, что машина входит в состав подразделений, обладающих высокими боевыми качествами, благодаря которым они находятся «на особом счету» у командования и часто могут уйти в глубокий «отрыв» от остальных, поэтому такой вот «прямой телефон» не будет лишним. Я думаю, это уже связь на уровне дивизии.
Радиооборудование занимает по моим прикидкам весь правый борт башни.
Антенна взята от sd.kfz.251/3 от «Звезды». Она очень удобна в работе. Её крепление сделал самостоятельно из пластикового двутавра и остатков травления. Добавил к антенне проводку. Её ввод в корпус танка выполнен через нижнюю часть смонтированного справа сверху башни антенного ввода. Обратите внимание на элемент справа от антенны (любители БТТ Германии периода ВМВ легко узнаю в нём держатель троса-натяжителя гусениц «Пантеры»): здесь это играет роль хранения запаса провода, идущего к антенне, когда она сложена;
15. Раз мы и так убрали половину БК (зато нам теперь не нужен командно-штабной БТР) – давайте избавимся и от носителя ИК-прожектора на шасси sd.kfz.251 или SWS – как говорится, «сгорел сарай – гори и хата!». На крыше башни установлен мощный ИК-прожектор, значительно превосходящий штатные ИК-облучатели FG-1250.
Его «постамент» сделан из… остатка диска от колёс для «Хорьха», вроде… Всё это доработано элементами из набора AFV Club: предполагается, что прожектор крепится на болтах, вкручиваемых в его раму к этому постаменту. В постаменте есть привод горизонтальной наводки, вертикальная – на раме.
Предполагается, что в ночном бою машина подсветит поле боя не только для других танков, но и для пехотинцев с компактными ПНВ.
Сам прожектор из набора от AFV Club. Вообще, если честно, это именно прожектор. ИК-прожектор несколько от него отличается передней частью. Но, я остановился на этом варианте. Долго красил стекло в «инфракрасный цвет»: стёкла ПНВ несколько отдают в синеву. Там нанесено несколько слоёв футуры, лака Smoke и прозрачного синего от Tamiya.
В ОБЩЕМ ПО МОДЕЛИ:
Немного по мелочи:
1. На всех буксировочных серьгах я имитировал фактуру литья;
2. Все буксировочные серьги имеют «рабочее» крепление латунными болтами и гайками от RB Model;
3. Впереди повесил цепь. Назначение этой цепи – работы при демонтаже экранов, ну и… можно дёрнуть кого-то лёгкого из грязи, да и просто забираться на танк через ВЛД теперь удобней ;
4. Вся оптика по традиции застеклена наклейками на боксы для моделей от Tamiya (из них нарезаны «стёкла» из участков, не имеющих надписей);
5. На штыревых антеннах имитировал барашки для их фиксации.
ОКРАСКА И МАРКИРОВКА
Для модели я выбрал камуфляж «осьминожка», который увидел однажды на известной в узких кругах фотографии «Королевского тигра». Оттуда появилась и идея с нанесением свастики, которая в общем-то не обязательна и… наверное кому-то покажется даже лишней – однако, было принято решение её нанести. Это в том числе и подчёркивает некоторую эмоциональную отсылку к маркировке и обстановке, в которой могла бы существовать данная машина. В дополнение ко всему этому (а вернее, тут сложно понять что чем дополняется) – маркировка машины показывает её принадлежность к фэнтезийному миру, в котором существует подразделение «чёрные рыцари», эмблемой которого является чёрная рука с чёрным же мечом. Всё это по моей задумке и создаёт образ грозного и несокрушимого по идее танка, которому усилиями нашего народа даже не удалось появиться на свет.
Итак, это машина 102 (что соответствует номеру танка заместителя командира батальона).
Номер нанесён на бортах башни и дублирован на ящике на левой стороне задней стенки башни.
Эмблема соединения нанесена на бортах башни, на правом кормовом ящике и на ВЛД слева вверху.
На бортовых экранах и левом ящике на корме нанесены знаки гос.принадлежности.
Со свастикой кстати не всё так просто: на самом деле в начале она нанесена декалью, но мне показалось, что это не очень реалистично, что на танке нанесена декалью, предназначенной к тому же для авиации. По идее такие вот «рисунки» делали от руки белой краской (хотя, есть фото машин 1945-го с явно нанесёнными по трафарету свастиками). Так что я «доработал» декаль белой краской, имитируя нанесение кистью.
Декали на «чёрных рыцарей» - из набора с Dragon-овской «Пантерой». В этот раз кстати что-то пошло не так: не понравилось как они ложились, особенно цифры, хотя это всё тот же мой любимый Cartograf.
По традиции – свою маленькую декаль от Alliance Model Works получил и огнетушитель.
Окраска произведена акрилами от TAMIYA.
База – оливково-зелёная olivegrune, камуфлирована полосами dunkelgelb. Цвета я на самом деле мешал по выкраскам акрилов Lifecolor, однако применение всяческих фильтров и масла сделали мой и так не аутентичный замес ещё дальше от реальности
Кружочки «осьминожки» рисовал акрилом Lifecolor от руки.
Тонировка маслом от Wilder.
Ну а дальше как обычно – грязь из тамиевского состава, пигменты Mig. Всё это наносилось на задутую тонким слоем из аэрографа жидко разведёнными красками Buff и Flat Earth от TAMIYA.
Трущиеся элементы и грани натёрты грифилем карандаша (как всегда, Faber-Castell 8B) и пигментом GunMetal.
Добавил чуть потёков масла из ступиц и следов ГСМ на крыше моторного отсека.
КАК СДЕЛАТЬ ВАШ Е-100 ЛУЧШЕ?
Традиционный раздел с традиционной же оговоркой: не лучше моей, а просто… лучше, в котором я провожу фактически «работу над ошибками», которые понял сам, и делюсь мыслями о том, что можно было добавить, но не сложилось.
- мне самому не очень нравятся ПНВ на ВЛД: смоляные приборы не имеют внутри стеклянного элемента, и я с ними перемудрил: вклеил внутрь стекляшки из прозрачного литника, покрытые футурой. Но через них стала видна окрашенная непрозрачная смола. Сверху был вынужден вклеить ещё линзы, которые запотели от суперклея. Это смотрелось ужасно, а выламывать это из хрупкой конструкции – было чревато.
Поэтому я покрыл из тёмным лаком от MIG Crystal Smoke.
На самом деле, я вообще не рекомендую эти смоляные ПНВ, но уж если связались (или свяжусья ещё раз) – сделать лучше так: взять отрезок прозрачного литника, с одной стороны покрыть футурой, а с другой - наждачкой сделать матовым. Матовой стороной приклеить внутрь ПНВ.
- Запыление на этот раз мне даже самому понравилось, хотя наверное стоило делать и ещё меньше. С грязью старался не перебирать, и никому не советую: эта машина если глубоко в грязь въедет – там и останется… И 2 лопаты на крыше отделения управления не помогут
Тем, кто будет собирать танк – рекомендовал бы всё же добавлять хотя-бы самые видимые сварные швы, не забывайте про антенну и смотровые приборы на командирской башенке. Башенку я бы кстати рекомендовал менять на что-нибудь: что-то с ней перемудрил Trumpeter, перископы в ней получаются или очень уж большие, или… какие-то в общем несуразные. Есть конечно коллеги, которые классно красят и виниловые гусеницы, но… это очень заметная деталь такого огромного танка, лучше всё же заменить на пластиковые же от Trumpeter или металл от Friulmodel. Со снятыми экранами конечно танк смотрится брутально и всё такое, но… стоит ли? Они всё же вполне себе бронированные, сбить их не так просто, да и в случае повреждения – мне кажется, их бы меняли или ремонтировали, не снимая просто так без надобности, лишая машину этой защиты только в крайнем случае.
Не рекомендовал бы покупать травление специально под эту машину: оно дорогое, и содержит крайне мало полезных элементов. Но вот травлёные сетки на моторный отсек лучше приобрести: изкоробочные в общем-то не плохие, но например от Aber или Armorscale – гораздо ажурнее.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Вот такая вышла модель. По поводу целесообразности такого командирского танка и вообще перспектив изготовления такой машины говорить не приходится: конечно, подвести можно любую теорию, но с одной стороны – уж слишком громоздкая машина, а с другой – ну а откуда командовать сверхтяжёлыми танками? Из бронетранспортёра? Ну… да, командовали же в принципе танками из БТР-ов… Хотя уже в дальнейшем на шасси собственно самих танков строились их командирские варианты. Так что, а почему бы и нет?
Но, как я уже писал с другой модели на этом шасси - мы не для погружения в такие рассуждения строим такие модели
Танк E-100 от Trumpeter – очень интересная, и при этом не самая сложная в сборке и приятная в работе модель. Всем однозначно рекомендую её к покупке.
Лично я соберу ещё не менее 1 танка в линейном варианте и штурмовое орудие на шасси E-100.
Стройте, фантазируйте, додумывайте: это и есть моделизм. Какой будет Ваш E-100 – решать только Вам, а моя модель – перед Вами.
Моё почтение. Kais.
26.03.2017
Kais- Сообщения : 17
Очки : 31
Репутация : 2
Дата регистрации : 2016-08-26
Возраст : 38
Re: E-100 Ausf.K - сверхтяжёлый командир (конверсия Trumpeter+AFV Club+Звезда 1/35)
Как уже писал, очень познавательное описание, и под стать ему отличная модель!
Мощь и ощущение настоящего танка присутствует не все 100%!
Мощь и ощущение настоящего танка присутствует не все 100%!
Ваня Булочник- Сообщения : 373
Очки : 402
Репутация : 9
Дата регистрации : 2016-07-18
Возраст : 38
Откуда : Ростов-на-Дону
Награды :
Re: E-100 Ausf.K - сверхтяжёлый командир (конверсия Trumpeter+AFV Club+Звезда 1/35)
Этот лучший Е-100, что я видел! Информации получил, как в библиотеку сходил!
Алексей, Вы - МОЛОДЧИНА!!! Замечательная работа!!!
Алексей, Вы - МОЛОДЧИНА!!! Замечательная работа!!!
Завражнев Геннадий- Сообщения : 412
Очки : 518
Репутация : 22
Дата регистрации : 2016-07-17
Возраст : 56
Откуда : Котовск, Тамбовская область
Награды :
serg106en- Сообщения : 418
Очки : 585
Репутация : 29
Дата регистрации : 2016-08-20
Возраст : 63
Награды :
Re: E-100 Ausf.K - сверхтяжёлый командир (конверсия Trumpeter+AFV Club+Звезда 1/35)
Иван, Геннадий, Сергей, спасибо!
Работа была долгой, рад что оценили!
Работа была долгой, рад что оценили!
Kais- Сообщения : 17
Очки : 31
Репутация : 2
Дата регистрации : 2016-08-26
Возраст : 38
Re: E-100 Ausf.K - сверхтяжёлый командир (конверсия Trumpeter+AFV Club+Звезда 1/35)
Мда Алексей... Очень толковая работа! Отлично описана и исполнена!
Дмитрий69- Модератор
- Сообщения : 886
Очки : 1018
Репутация : 76
Дата регистрации : 2016-08-31
Возраст : 55
Откуда : Хабаровск
Награды :
Kais- Сообщения : 17
Очки : 31
Репутация : 2
Дата регистрации : 2016-08-26
Возраст : 38
Похожие темы
» КВ-9. Трумпетер+ВЭ+Звезда(конверсия)
» Sd.Kfz.251/9 ausf C "Stummel" 1/35 AFV Club
» 5,5 cm Zwilling Flakpanzer mit Panther Fahrgestell (Rheinmetall turm) (конверсия Dragon+Trumpeter 1/35)
» Pz.Kpfw IV Ausf.H Звезда 1/35
» AFV-Club 1/35 Гаубица leFH 18
» Sd.Kfz.251/9 ausf C "Stummel" 1/35 AFV Club
» 5,5 cm Zwilling Flakpanzer mit Panther Fahrgestell (Rheinmetall turm) (конверсия Dragon+Trumpeter 1/35)
» Pz.Kpfw IV Ausf.H Звезда 1/35
» AFV-Club 1/35 Гаубица leFH 18
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения
Сб Окт 05, 2024 1:27 am автор Dmitriy1990
» Ту-95МС "Медведь" Красноярск.
Вс Сен 01, 2024 11:06 pm автор Dmitriy1990
» Ту-95МС "Медведь" Красноярск.
Вс Сен 01, 2024 11:01 pm автор Dmitriy1990
» Ми-8МТ 1/48 звезда
Чт Апр 18, 2024 6:37 am автор Dmitriy1990
» Т-34 с орудием Л-11 образца декабря 1940-го года
Ср Апр 03, 2024 11:32 pm автор OVG67
» Як-21 Amodel 1/72
Чт Мар 21, 2024 10:09 pm автор Андрей Алисиевич
» Як-15 Амодел 1/72
Чт Мар 21, 2024 9:14 pm автор Андрей Алисиевич
» АЦ-40(5557)-002ПС
Вс Янв 21, 2024 2:57 am автор Dmitriy1990
» АЦ-40(5557)-002ПС ВКППЗиСР.
Вс Янв 21, 2024 2:56 am автор Dmitriy1990