Деформирующий камуфляж РККА
Участников: 2
Страница 1 из 1
Деформирующий камуфляж РККА
В настоящей публикации приводится несколько вариантов крупнопятнистого камуфляжа, а также эталоны цветов для его нанесения. Хотелось бы отметить, что приведенный камуфляж не является типовым, а нанесен в единичном экземпляре специально для проведения испытаний по деформирующей окраске, состоявшихся летом 1939 года на полигоне в Кубинке.
Опытному сравнению подверглись колесные и гусеничные машины защитной одноцветной гладкой окраски, деформирующего гладкого крупнопятнистого многоцветного покрытия и деформирующей мелкопятнистой многоцветной окраски. Всего на испытание было выведено 17 машин из которых 6 машин имели деформирующую крупнопятнистую окраску, 6 мелкопятнистую деформирующую и 5 машин обычное защитное покрытие.
Ниже приведем выписки из отчета по испытаниям, а также рекомендации, составленные по их итогам:
ОТЧЕТ по работе:
ДЕФОРМИРУЮЩЕЕ ОКРАШИВАНИЕ ГУСЕНИЧНЫХ И КОЛЕСНЫХ МАШИН
В период с 15 по 29 августа 1939г. по специальному приказу Начальника ИУ РККА комдива тов. Михайлина, 30 № 033 от 11.8.39 г. была проведена работа по испытанию на маскировку деформирующей крупно-пятнистой и деформирующей мелко-пятнистой окраски гусеничных и колесных машин АБТУ РККА.
Окраска и испытания проведены в НИ АБТ полигоне (ст. Кубинка).
В Задачу испытаний входило:
а) установление преимущества деформирующего способа крашения сравнительно с гладким одноцветным защитным крашением;
б) установление типа и формы деформирующего крашения (мелкопятнистый или гладкий камуфляж).
Параллельно с этим желательно было, в пределах возможности установить и расцветки для отдельных округов.
На предварительном заседании комиссии в составе:
...
все военные округа СССР были разбиты на следующие 4 группы по характеру фонов:
1 группа – МВО, ЛВО, БОВО, КалВО, ЗакВО, УрВО, ОрВО, СибВО и 2ОКА
2 группа – ХВО, ПриВО, КОВО.
3 группа – САВО.
4 группа – 1 ОКА и ЗабВО
Для каждой группы округов были определены эталоны цветов (см.приложение № 1).
Эталоны цветов для первой группы округов
Эталоны цветов для 2 группы округов
Эталоны цветов для третьей группы округов
Эталоны цветов для четвертой группы округов
Следует отметить, что установление родства округов по фонам при разбивке их на группы как установление цветности эталонов проведено сугубо ориентировочно, так как документальными данными комиссия не обладала.
...
Форму рисунка камуфляжа наносимого на поверхность машин консультировал интендант 2 ранга: КЕЛЕЙНИКОВ А.М.
Крашение производилось специальным набором красок, так как табельных красок для камуфляжа не имеется.
Методика выполнения окраски:
Окраска машин производилась в боксах и в гараже. Ввиду срочности работ деформирующий рисунок наносился прямо на плоскости машин без предварительного проектирования на бумаге. После нанесения рисунка устанавливалось чередование цветности на нем, создающее максимальную деформацию объекта. Краска наносилась вручную кистями. После окраски все машины были выведены на фон и исправлены. 25 августа произведено наблюдение испытуемых машин на маскировочный эффект окраски.Для этого машины были установлены на различных естественных фонах соответственно фоновому назначению. Машины работали на фоне жнивья зерновых культур, на фоне смешанного леса и кустарника, на фоне открытого луга. Наблюдения производились с дистанции 1500 метров и ближе методом подхода к объектам. Все машины располагались фронтом длиною около 300 метров. Танк Т-28 предназначенный для фонов САВО стоял на фоне жнивья, остальные на фоне кустарника и леса. Наблюдения были проведены в солнечный ясный день в период с 12 до 15 часов, при боковом и прямом освещении объекта. Наблюдения проводила комиссия АБТУ и ИУ РККА во главе с Начальником АБТУ героем Советского Союза комкором тов. Павловым и Начальником ИУ РККА комдивом тов. Михайлиным.
Результаты наблюдений.
По материалам наблюдения и заключению командования установлено, что деформирующая крупнопятнистая гладкая окраска дает лучший маскировочный эффект чем защитная одноцветная окраска.
Мелкопятнистая деформирующая окраска особых преимуществ не имеет являясь более трудной в выполнении.
Наиболее удачным рисунком камуфляжа командование признало в следующих машинах: М-1 легковая, М-1 Пикап, Танк Т-26, танк БТ-7 и Танк Т-28. Все перечисленные машины были окрашены крупнопятнистым гладким камуфляжем. Командование внесло ряд исправлений в рисунок камуфляжа и цветность его, приказало оформить документацию работ и представить на утверждение. После внесения исправлений согласно указания командования и повторного просмотра на фоне на утверждение командования представляются образцы окрасок колесных и гусеничных машин показавших удовлетворительную работу на фонах и получивших одобрения командования. Эти образцы представлены в приложениях – в виде фотографий и рисунков.
Т-28 в 2-х цветном крупнопятнистом камуфляже (для 3 группы округов)
БТ-7 Штабной в 4-х цветном крупнопятнистом камуфляже (для 1 группы округов)
Автомобиль М-1 в 5-ти цветном крупнопятнистом камуфляже (для 4 группы округов)
Выводы и заключения.
Материалы испытаний и заключения командования позволяют признать полную целесообразность перехода на окраску материальной части АБТУ методом гладкого крупнопятнистого камуфляжа, взамен гладкого защитного одноцветного крашения, не дающего деформацию объекта и мало уменьшающего заметность его.
Следует поставить работу по установлению рисунка деформирующего крашения и для материальной части других родов войск.
Представляемые материалы по рисунку и цветности камуфляжа следует считать лишь ориентировочными, определяющими путь к решению задачи.
Эти данные следует уточнить, разработать типы рисунка для отдельных групп машин и уточнить расцветку.
Необходимо издать специальную инструкцию по правилам и технике деформирующего крашения материальной части различных родов войск и в первую очередь для АБТУ.
По итогам испытаний, специалистами АБТУ и Инженерного управления РККА были составлены следующие рекомендации:
1. Деформирующая, как гладкая так и мелкопятнистая окраска колесных и гусеничных машин имеет очевидное маскировочное преимущество перед одноцветной гладкой защитной окраской. Деформирующая окраска, благодаря применению нескольких цветных компонентов решает задачу деформации объекта, как при движении его, так, и особенно при состоянии покоя.
2. Деформирующая мелкопятнистая окраска не имеет особых преимуществ перед деформирующей гладкой окраской на близких дистанциях и работает так же, как и деформирующая гладкая окраска на больших дистанциях. Кроме того, деформирующая мелкопятнистая окраска чрезвычайно трудоемка в выполнении, как в заводских, так и особенно, в полевых условиях. Эта же окраска требует большего чем гладкая деформирующая количества цветных компонентов.
3. Следует считать установленным, что стандартизировать рисунок камуфляжа недопустимо, для того, чтобы не создавать однообразия рисунка, но устанавливать свободу рисунка в разной степени не целесообразно, поскольку это затруднит заводскую работу и может привести к неправильному крашению в полевых условиях. Исходя из этого следует рекомендовать 3-4 различных рисунка камуфляжа, комбинируя которые по цветности и положению друг в отношении друга можно получать разнообразие рисунка камуфляжа применительно к роду машин и к одноименной группе машин.
4. Следует считать возможным ограничение количества цветных компонентов для камуфляжа до 3-4 в каждой группе округов. Эталоны этих расцветок должны быть установлены на месте применительно к типичности фоновых расцветок. Из материалов наблюдение следует, что 2 из возможных трех-четырех компонентов в качестве обязательных для всех округов (кроме САВО) могут быть следующие:
Темно-коричневый или черный
типа 6 рn по Оствальду (см.эталон в приложении) в качестве основного деформирующего пятна и для имитации теневых участков фона и
темно-зеленый
типа защитной 4БО имитирующего зеленые пятна фона.
Остальные цветные компоненты (3 или 4) устанавливаются на месте в зависимости от цветности фона.
5. На основании имеющихся материалов по расцветке фонов и материалов отчетных испытаний возможно установить, как ориентировочные, для группы округов – МВО, ЛВО, БОВО, ОРВО и КАЛВО следующие три цветных компонента:
темно-коричневый
типа 6 pn по Оствальду
темно-зеленый
типа защитной 4 БО
Светлый песочный
Типа 3ie по Оствальду (см.прилож.№3 ).
Для фонов САВО и ему подобных признать целесообразной расцветку в двух цветный камуфляж –
темно-коричневый
типа 3ng по Оствальду
светло-песочный
типа 3ie по Оствальду (см.прилож.№3).
6. Для окончательной корректировки рисунка и цветности считать необходимым в кратчайшие сроки провести работы по опытному крашению машин в отдельных округах и в особенности в 1 ОКА,2ОКА,БОВО и КОВО,как приграничных округах.
7. Условия эксплуатации боевых гусеничных и колёсных машин требуют прочной краски, поэтому разработку рецептур крашения следует считать наиболее актуальной задачей в решении вопроса деформирующего крашения.
8. Имея ввиду, что деформирующее окрашивание наличного парка боевых машин может и должна проводиться не только в заводских условиях но и в полевых условиях, в частях, считать необходимым срочно отработать и разослать в части инструкцию по правилам и технике деформирующего крашения,а также провести 10-ти дневный сбор инструкторов маскировки отдельных войсковых соединений АБТУ.
Данная статья составлена по архивным материалам РГВА.
Автор статьи Макаров Алексей сайт Тигровый угол
Опытному сравнению подверглись колесные и гусеничные машины защитной одноцветной гладкой окраски, деформирующего гладкого крупнопятнистого многоцветного покрытия и деформирующей мелкопятнистой многоцветной окраски. Всего на испытание было выведено 17 машин из которых 6 машин имели деформирующую крупнопятнистую окраску, 6 мелкопятнистую деформирующую и 5 машин обычное защитное покрытие.
Ниже приведем выписки из отчета по испытаниям, а также рекомендации, составленные по их итогам:
ОТЧЕТ по работе:
ДЕФОРМИРУЮЩЕЕ ОКРАШИВАНИЕ ГУСЕНИЧНЫХ И КОЛЕСНЫХ МАШИН
В период с 15 по 29 августа 1939г. по специальному приказу Начальника ИУ РККА комдива тов. Михайлина, 30 № 033 от 11.8.39 г. была проведена работа по испытанию на маскировку деформирующей крупно-пятнистой и деформирующей мелко-пятнистой окраски гусеничных и колесных машин АБТУ РККА.
Окраска и испытания проведены в НИ АБТ полигоне (ст. Кубинка).
В Задачу испытаний входило:
а) установление преимущества деформирующего способа крашения сравнительно с гладким одноцветным защитным крашением;
б) установление типа и формы деформирующего крашения (мелкопятнистый или гладкий камуфляж).
Параллельно с этим желательно было, в пределах возможности установить и расцветки для отдельных округов.
На предварительном заседании комиссии в составе:
...
все военные округа СССР были разбиты на следующие 4 группы по характеру фонов:
1 группа – МВО, ЛВО, БОВО, КалВО, ЗакВО, УрВО, ОрВО, СибВО и 2ОКА
2 группа – ХВО, ПриВО, КОВО.
3 группа – САВО.
4 группа – 1 ОКА и ЗабВО
Для каждой группы округов были определены эталоны цветов (см.приложение № 1).
Эталоны цветов для первой группы округов
Эталоны цветов для 2 группы округов
Эталоны цветов для третьей группы округов
Эталоны цветов для четвертой группы округов
Следует отметить, что установление родства округов по фонам при разбивке их на группы как установление цветности эталонов проведено сугубо ориентировочно, так как документальными данными комиссия не обладала.
...
Форму рисунка камуфляжа наносимого на поверхность машин консультировал интендант 2 ранга: КЕЛЕЙНИКОВ А.М.
Крашение производилось специальным набором красок, так как табельных красок для камуфляжа не имеется.
Методика выполнения окраски:
Окраска машин производилась в боксах и в гараже. Ввиду срочности работ деформирующий рисунок наносился прямо на плоскости машин без предварительного проектирования на бумаге. После нанесения рисунка устанавливалось чередование цветности на нем, создающее максимальную деформацию объекта. Краска наносилась вручную кистями. После окраски все машины были выведены на фон и исправлены. 25 августа произведено наблюдение испытуемых машин на маскировочный эффект окраски.Для этого машины были установлены на различных естественных фонах соответственно фоновому назначению. Машины работали на фоне жнивья зерновых культур, на фоне смешанного леса и кустарника, на фоне открытого луга. Наблюдения производились с дистанции 1500 метров и ближе методом подхода к объектам. Все машины располагались фронтом длиною около 300 метров. Танк Т-28 предназначенный для фонов САВО стоял на фоне жнивья, остальные на фоне кустарника и леса. Наблюдения были проведены в солнечный ясный день в период с 12 до 15 часов, при боковом и прямом освещении объекта. Наблюдения проводила комиссия АБТУ и ИУ РККА во главе с Начальником АБТУ героем Советского Союза комкором тов. Павловым и Начальником ИУ РККА комдивом тов. Михайлиным.
Результаты наблюдений.
По материалам наблюдения и заключению командования установлено, что деформирующая крупнопятнистая гладкая окраска дает лучший маскировочный эффект чем защитная одноцветная окраска.
Мелкопятнистая деформирующая окраска особых преимуществ не имеет являясь более трудной в выполнении.
Наиболее удачным рисунком камуфляжа командование признало в следующих машинах: М-1 легковая, М-1 Пикап, Танк Т-26, танк БТ-7 и Танк Т-28. Все перечисленные машины были окрашены крупнопятнистым гладким камуфляжем. Командование внесло ряд исправлений в рисунок камуфляжа и цветность его, приказало оформить документацию работ и представить на утверждение. После внесения исправлений согласно указания командования и повторного просмотра на фоне на утверждение командования представляются образцы окрасок колесных и гусеничных машин показавших удовлетворительную работу на фонах и получивших одобрения командования. Эти образцы представлены в приложениях – в виде фотографий и рисунков.
Т-28 в 2-х цветном крупнопятнистом камуфляже (для 3 группы округов)
БТ-7 Штабной в 4-х цветном крупнопятнистом камуфляже (для 1 группы округов)
Автомобиль М-1 в 5-ти цветном крупнопятнистом камуфляже (для 4 группы округов)
Выводы и заключения.
Материалы испытаний и заключения командования позволяют признать полную целесообразность перехода на окраску материальной части АБТУ методом гладкого крупнопятнистого камуфляжа, взамен гладкого защитного одноцветного крашения, не дающего деформацию объекта и мало уменьшающего заметность его.
Следует поставить работу по установлению рисунка деформирующего крашения и для материальной части других родов войск.
Представляемые материалы по рисунку и цветности камуфляжа следует считать лишь ориентировочными, определяющими путь к решению задачи.
Эти данные следует уточнить, разработать типы рисунка для отдельных групп машин и уточнить расцветку.
Необходимо издать специальную инструкцию по правилам и технике деформирующего крашения материальной части различных родов войск и в первую очередь для АБТУ.
По итогам испытаний, специалистами АБТУ и Инженерного управления РККА были составлены следующие рекомендации:
1. Деформирующая, как гладкая так и мелкопятнистая окраска колесных и гусеничных машин имеет очевидное маскировочное преимущество перед одноцветной гладкой защитной окраской. Деформирующая окраска, благодаря применению нескольких цветных компонентов решает задачу деформации объекта, как при движении его, так, и особенно при состоянии покоя.
2. Деформирующая мелкопятнистая окраска не имеет особых преимуществ перед деформирующей гладкой окраской на близких дистанциях и работает так же, как и деформирующая гладкая окраска на больших дистанциях. Кроме того, деформирующая мелкопятнистая окраска чрезвычайно трудоемка в выполнении, как в заводских, так и особенно, в полевых условиях. Эта же окраска требует большего чем гладкая деформирующая количества цветных компонентов.
3. Следует считать установленным, что стандартизировать рисунок камуфляжа недопустимо, для того, чтобы не создавать однообразия рисунка, но устанавливать свободу рисунка в разной степени не целесообразно, поскольку это затруднит заводскую работу и может привести к неправильному крашению в полевых условиях. Исходя из этого следует рекомендовать 3-4 различных рисунка камуфляжа, комбинируя которые по цветности и положению друг в отношении друга можно получать разнообразие рисунка камуфляжа применительно к роду машин и к одноименной группе машин.
4. Следует считать возможным ограничение количества цветных компонентов для камуфляжа до 3-4 в каждой группе округов. Эталоны этих расцветок должны быть установлены на месте применительно к типичности фоновых расцветок. Из материалов наблюдение следует, что 2 из возможных трех-четырех компонентов в качестве обязательных для всех округов (кроме САВО) могут быть следующие:
Темно-коричневый или черный
типа 6 рn по Оствальду (см.эталон в приложении) в качестве основного деформирующего пятна и для имитации теневых участков фона и
темно-зеленый
типа защитной 4БО имитирующего зеленые пятна фона.
Остальные цветные компоненты (3 или 4) устанавливаются на месте в зависимости от цветности фона.
5. На основании имеющихся материалов по расцветке фонов и материалов отчетных испытаний возможно установить, как ориентировочные, для группы округов – МВО, ЛВО, БОВО, ОРВО и КАЛВО следующие три цветных компонента:
темно-коричневый
типа 6 pn по Оствальду
темно-зеленый
типа защитной 4 БО
Светлый песочный
Типа 3ie по Оствальду (см.прилож.№3 ).
Для фонов САВО и ему подобных признать целесообразной расцветку в двух цветный камуфляж –
темно-коричневый
типа 3ng по Оствальду
светло-песочный
типа 3ie по Оствальду (см.прилож.№3).
6. Для окончательной корректировки рисунка и цветности считать необходимым в кратчайшие сроки провести работы по опытному крашению машин в отдельных округах и в особенности в 1 ОКА,2ОКА,БОВО и КОВО,как приграничных округах.
7. Условия эксплуатации боевых гусеничных и колёсных машин требуют прочной краски, поэтому разработку рецептур крашения следует считать наиболее актуальной задачей в решении вопроса деформирующего крашения.
8. Имея ввиду, что деформирующее окрашивание наличного парка боевых машин может и должна проводиться не только в заводских условиях но и в полевых условиях, в частях, считать необходимым срочно отработать и разослать в части инструкцию по правилам и технике деформирующего крашения,а также провести 10-ти дневный сбор инструкторов маскировки отдельных войсковых соединений АБТУ.
Данная статья составлена по архивным материалам РГВА.
Автор статьи Макаров Алексей сайт Тигровый угол
Последний раз редактировалось: Denis (Сб Авг 06, 2016 7:48 am), всего редактировалось 1 раз(а)
Re: Деформирующий камуфляж РККА
Схема цветов от Александра Аканихина
Защитная, 4БО. Окраска бронетехники, автотранспорта и артиллерии РККА 1939-48г.
При камуфляжной окраске, темно-коричневая, 6К
Желто-землистая, 7К
"Защитная обыкновенная", коричнево-зеленый. Вместо 4БО. Окраска авто-мототранспорта, вспомогательной техники РККА 1939-48г.
Защитная, 4БО. Окраска бронетехники, автотранспорта и артиллерии РККА 1939-48г.
При камуфляжной окраске, темно-коричневая, 6К
Желто-землистая, 7К
"Защитная обыкновенная", коричнево-зеленый. Вместо 4БО. Окраска авто-мототранспорта, вспомогательной техники РККА 1939-48г.
Последний раз редактировалось: Denis (Чт Авг 04, 2016 5:44 am), всего редактировалось 4 раз(а)
Re: Деформирующий камуфляж РККА
Камуфляж на танках РККА 1930 – 1945
Цветовое отличие военного объекта от окружающего фона представляет собой главнейший и первичный демаскирующий признак этого объекта. Чем меньше это отличие, тем труднее заметить такой объект на местности.
Первоначально, с массовым применением огневых средств в войнах и конфликтах начала XX века, в большинстве армий наиболее развитых стран мира для маскировки объектов стали применять защитную окраску цвета «хаки» (зеленый землистого оттенка) или использовали серо-зеленое покрытие по подобию флотских образцов. Именно таким образом были окрашены русские, английские, французские и немецкие бронеавтомобили перед началом 1-й Мировой войны.
Однако боевая практика скоро убедила все воюющие стороны, что окраска материальной части в один защитный цвет не всегда способствует ее меньшей заметности, особенно если материальная часть подвижна и проецируется на разнообразные фоны.
В результате во французской армии наряду с одноцветной стали применять многоцветную окраску в виде чередующихся светлых или темных полос, а также крупных пятен, называвшуюся «зеброванием». Именно таким способом были окрашены первые французские танки «Шнейдер» и «Сен-Шамон». «Зебрование» не получило широкого развития, так как было построено на принципе однообразного чередования цветов в схематичном рисунке, по которому легко было узнать маскируемый объект.
Дальнейшее усовершенствование такой полосатой окраски привело к созданию камуфляжа, основное назначение которого сводилось к достижению неузнаваемости окрашенного объекта. Эффект неузнаваемости получался после слияния с фоном некоторых пятен окраски («выпадения к фону»), которые по своему цвету были близки к преобладающей окраске фона. Камуфляжная окраска, как правило, состояла из несимметрично расположенных пятен двух, трех, а иногда и более цветов разного размера. В таком виде, но с различными изменениями, она была принята в армиях всех воевавших стран.
Помимо деформирующих окрасок применялись также мелкопятнистые окраски, рассчитанные только на уменьшение заметности. Впервые такая окраска появилась в германской армии.
В лесных районах значительную роль приобрели имитирующие окраски (особенно для небольших объектов) в определенных элементах повторяющие характерные детали ландшафта.
В Красной Армии камуфляжем занялись в 1920 г., когда были созданы первые танковые отряды. По всей видимости, работами руководил известный художник и дизайнер, авангардист Александр Родченко. Советские танки, раскрашенные по его проекту, имели двухцветный камуфляж из «ясно-зеленых» пятен по темно-зеленому фону («ясно-зеленый» — светло-зеленый — Прим. авт.). Таким образом были раскрашены несколько танков Mk. V, Mk. B и «Рено». Однако основная масса машин бронетанковых сил РККА продолжала окрашиваться защитно-зеленой краской различных оттенков.
До конца 30-х годов проблема камуфляжа неособенно занимала умы советских военнона-чальников и этому можно было найти вполне конкретное объяснение: Красная Армия (середины 30-х), вооруженная доктриной «глубокой наступательной операции», со своими тысячами танков собиралась стремительно наступать вглубь вражеской территории до полного разгрома противника. В этом случае важен не столько камуфляж, сколько взаимоопознавание взаимодействующих родов войск (например танков и авиации) в ходе наступления. Приоритет отдавался не сложной защитной окраске, а тактическим и опознавательным знакам. К тому же, несмотря на идеологическую войну с капитализмом, реальных военных противников у СССР не было.
Только после подписания Антикоминтерновского пакта и создания военного союза Германии, Италии и Японии у СССР появились достойные «оппоненты». А после первых германских побед политическое руководство страны окончательно осознало, что в случае войны нам не избежать кровопролитных оборонительных боев.
В это же время в НИИБТ были проведены испытания различных камуфляжных схем для колесных и гусеничных машин. Датированный августом 1939 года документ приводил выводы по сравнительной оценке 17 колесных и гусеничных машин, из которых 6 имели деформирующую крупнопятнистую окраску, 6 — мелкопятнистую, а 5 — обычное защитное покрытие.
Лучшей из камуфляжных схем была признана крупнопятнистая. Однако, было признано считать возможным ограничения количества цветных компонентов до 3 – 4 для использования в каждой группе округов, 2 из которых должны быть обязательны для всех округов (кроме Среднеазиатского военного округа).
Основными стали считаться красители: темно-зеленый типа защитный (4БО) и темно-коричневый или черный (6РП). Остальные цветные компоненты должны были устанавливаться на месте в зависимости от светлости фона. По этому показателю были выделены 4 группы округов:
I группа – MBO, ЛВО, БОВО, КалВО, ЗакВО, УрВО, СибВО (Московский, Ленинградский, Белорусский особый, Калининский, Закавказский, Уральский и Сибирский округа).
II группа – КОВО, ХВО, ПриВО (Киевский особый, Харьковский и Приволжский военные округа).
III группа – САВО (Среднеазиатский военный округ).
IV группа – ОКА и ЗабВО (Отдельная Краснознаменная армия и Забайкальский военный округ).
После проведения испытаний в округах стало ясно, что для I и IV группы подходит 3 – 4- цветный камуфляж, а для II и III достаточно и двухцветного. Были составлены схемы, согласно которым должны были быть перекрашены танки и прочая техника советских танковых войск.
Варианты камуфляжной окраски в зависимости от округов дислоцирования предусматривали использование следующих цветов:
I группа: защитный (4БО), темно-коричневый, светло-песчаный, желто-коричневый.
II группа: зеленая с оттенком морской волны, желто-коричневая.
III группа: коричневый, светло-песчаный.
IV группа: защитный, темно-коричневый.
Однако реально была перекрашена только часть машин в приграничных западных округах. И то не полностью по предложенным схемам. К началу 40-х годов советской промышленностью был налажен выпуск только трех основных оттенков красок (в виде густотертой пасты, которая разводилась олифой пополам с бензином и керосином): темно-зеленая 4БО, темно-коричневая 6К, желто-землистая 7К. Используя в качестве базового цвета защитно-зеленую краску 4БО (50 % поверхности), на танки наносился двухцветный или трехцветный деформирующий камуфляж с использованием крупных коричневых (6К, 7К) пятен неправильной формы (до 25 % поверхности на каждый оттенок). В отдельных случаях на малых танках типа Т-37 и Т-38 наносился мелкопятнистый маскирующий камуфляж в виде мелких точечных темно-коричневых пятен по защитному фону.
В зимнее время технику «белили» сначала известковым раствором, а затем специальными белыми красками.
Непосредственно перед началом Великой Отечественной войны деформирующая окраска использовалась на небольшой части бронетанковой техники. Так как в 1940 – 41 гг. заменялась материальная часть бронетанковых сил РККА, то из-за нехватки краски считалось, что камуфляжную раскраску нанесут на новые машины, когда они согласно штату укомплектуют мехкорпуса. Однако на начало боевых действий танки прибыли лишь частично, и личный состав в основной массе эту технику еще не освоил. Новые машины окрашивались на предприятиях-изготовителях защитно-зеленой краской 4БО.
В боях лета и осени 1941 г. было не до камуфляжа — советский танковый парк стремительно таял, а заводы, эвакуированные на Урал, только налаживали выпуск новой продукции.
Пожалуй, единственным исключением из этого правила стали бронепоезда. Так как их количество по сравнению с количеством танков было невелико, а особенности производства и боевого использования «сухопутных кораблей» обеспечивали им возможность гораздо более длительного существования как боевой единицы, то у экипажа бронепоезда имелось гораздо больше времени для тщательного обслуживания и окраски последнего. В основном использовалась двух или трехцветная деформирующая камуфляжная схема с нанесением желто-землистых (7К) или темно-коричневых (6К) «амебообразных» пятен по темно-зеленому фону. В отдельных случаях для бронепоездов использовались имитирующие окраски: на бронеборта наносились изображения деревьев, кустов и других элементов ландшафта. Например, на крышах бронепоездов довольно часто изображали дорожную колею для маскировки состава от воздушного наблюдения.
Достаточно массовое использование импровизированных камуфляжных схем впервые можно отметить в период битвы за Москву. Деформирующая или маскирующая окраска (в зависимости от конфигурации или величины пятен) достигалось путем нанесения белой краски на темно-зеленый базовый фон. Танки окрашивались по наитию экипажей, которые интуитивно чувствовали, что камуфляж уменьшает заметность танка или бронеавтомобиля. Однако в своем большинстве экипажи не были знакомы с теоретической базой нанесения пятен, учитывавшей особенности человеческого восприятия и характерное цветовое построение окружающего ландшафта. Не учитывалось также и предполагаемое тактическое применение боевой машины (оборона или наступление). В ходе Московской битвы можно было наблюдать нанесенные на технику белые пятна неправильной формы, а также извилистые полосы, наносимые кистью по защитной окраске танка. Эффект от подобных камуфляжных схем был подобен «зеброванию», поэтому в конце 1941 г. в Автобронетанковом и Артиллерийском управлении РККА начались разработки документов по камуфляжной и маскирующей окраске танков, автомобилей и гусеничных тягачей. В появившихся инструкциях камуфляжная окраска выполнялась красками трех цветов (с определением характерного ландшафтного фона и предполагаемой площади покрытия):
1. Зеленая — 4БО подходит (как средняя по цвету) ко всем фонам зеленой растительности и является основной, преобладающей в окраске. Площадь, окрашенная этой краской, составляет 45 – 55 % всей площади поверхности объекта.
2. Желто-землистая — 7К подходит к фонам оголенной земли (вспаханная земля, дороги, осыпи и т.п.). Окрашенная площадь составляет 15 – 30 % всей площади поверхности объекта.
3. Темно-коричневая — 6К подходит к затененным пятнам различных фонов и к цвету стволов деревьев. Окрашенная площадь составляет 15 – 30 % всей площади поверхности объекта.
К рисунку и расположению пятен предъявлялись следующие требования:
1. Пятна по своему рисунку должны подражать пятнам естественных фонов, они должны иметь извилистый контур и быть разнообразными по своим очертаниям и размерам.
2. Пятна различного цвета располагаются так, чтобы исказить в наибольшей степени привычный вид материальной части.
Характерные части объекта — прямые линии и углы, щит, ствол орудия, колеса и т.п. — окрашиваются пятнами различных цветов.
Общее направление пятна (удлиненного) не должно быть параллельным контуру объекта, а должно составлять с ним комбинации углов. Пятна одного цвета и похожие по размеру или форме не должны располагаться симметрично.
Пятна могут быть замкнутые, находящиеся внутри контура одной грани объекта, и открытые, обрезанные гранью объекта.
Открытые пятна должны обязательно переходить на соседние грани объекта, т.е. захватывать не менее двух граней. Выступающие углы, составленные из нескольких плоскостей, у обычных объектов окрашиваются по преимуществу в темные цвета.
Вершина выступающего утла не должна совпадать с центром пятна.
На постоянно затененных частях объекта наносятся пятна наиболее контрастирующих цветов — желтые и коричневые.
3. Как правило, шаблон в рисунке пятен недопустим.
Расположение пятен должно варьироваться согласно вышеприведенным правилам. Кроме того, необходимо варьировать цвета, указанные на прилагаемых рисунках, заменяя все или часть желтых пятен коричневыми, а коричневые — желтыми.
Однако, незакрашенные части ствола, затвора и других механизмов, а также прицельные приспособления и таблички не окрашиваются. Камуфляжная окраска действует на различных дальностях неодинаково, в зависимости от величины пятен.
На больших дальностях, когда пятна сливаются и объект кажется одного цвета, окраска действует, как обычная одноцветная.
На средних расчетных дистанциях действия окраски пятна ясно не различаются, частично сливаются с фоном, и получается искажение вида объекта.
На малых дальностях, когда все пятна резко заметны, окраска также не действует. При больших размерах пятен действие окраски начинается и кончается на больших дальностях, при малых — на меньших.
В инструкциях определялся также и порядок окраски материальной части:
1. Камуфляжная окраска начинается с разбивки пятен, для чего мелом наносят их контуры и обозначают начальными буквами цвет пятен (3, Ж, К). При перекраске объектов, окрашенных в защитный цвет, этот цвет сохраняется для зеленых пятен, и накрашиваются пятна только желтые и коричневые.
2. После разбивки пятен производится окраска. Краски 4БО, 6К и 7К выпускаются заводом в виде густотертой пасты, которая разводится в войсках добавлением олифы пополам с бензином или керосином в количестве 25 – 45 % от веса пасты, чтобы свободно можно было красить кистью В случае отсутствия олифы разводить краску разрешается одним бензином или керосином.
Средний расход готовой красочной смеси малярной консистенции на 1 м2 площади за один раз окраски 100 г. Перекраска в частях производится за один раз. Размывка контура производится растушевкой границ соседних невысохших пятен кистью, смоченной бензином или керосином; ширина растушеванной полосы может колебаться от 1,5 до 3 см.
Для зимних условий также были разработаны соответствующие инструкции по маскирующей окраске. К ней предъявлялись следующие требования:
1. С наступлением зимы и появлением снежного покрова с целью маскировки материальная часть, находящаяся в действующей армии и в районах действия авиации противника, должна быть покрыта зимней камуфляжной окраской.
2. Зимняя камуфляжная окраска производит искажение формы объекта и облегчает применение его к местности; это достигается накраской белых пятен в цвет основного фона (снега) с оставлением темных (темно-коричневых, желто-землистых или зеленых) пятен неправильной формы, покрытых сеткой из белых пересекающихся полос. Такая окраска хорошо маскирует предмет на пятнистых фонах: в лесу, кустарнике, на пересечении местности, в населенных пунктах, на дорогах и других местах, где имеются тени и отдельные участки, не покрытые снегом.
Кроме камуфляжной зимней окраски может применяться одноцветная окраска в белый цвет, при которой, однако, объекты хорошо маскируются только на равнинной местности, покрытой снегом.
3. Несмотря на хорошие маскировочные свойства зимней камуфляжной окраски и одноцветной белой окраски, необходимо помнить, что одна только окраска не решает полностью задачи маскировки, а лишь облегчает ее; поэтому в целях лучшей маскировки следует пользоваться подручными материалами (деревьями, ветками, кустами, снегом) и специальными маскировочными средствами (масксети), а также использовать особенности местности.
4. Зимняя камуфляжная окраска наносится на материальную часть и периодически восстанавливается непосредственно в подразделениях войск; зимняя камуфляжная окраска наносится на материальную часть также на военных базах, в ремонтных органах и на заводах промышленности перед отправкой ее в действующую армию или в районы, подвергающиеся налетам неприятельской авиации.
5. Для зимней камуфляжной и одноцветной белой окраски применяются следующие краски:
а) сухая белая краска Б;
б) белая клеевая краска;
в) белая канифольно-бензиновая краска.
Примечания:
1. Сухая белая краска Б является основой маскировочной зимней краской. Белая клеевая и белая канифольно-бензиновая краски применяются только при отсутствии белой сухой краски Б и приготовляются в подразделениях из материалов, имеющихся на местах.
Сухая белая краска Б представляет собой порошок, состоящий из белого пигмента и связующего. Она заготовливается в централизованном порядке и доставляется в войска в готовом для разведения виде. Для нанесения на маскируемый объект краска предварительно разводится водой. Высыхает краска в течение 1 – 2 часов; на 1 кв. метр окрашиваемой поверхности требуется 75 – 100 граммов сухой краски.
2. Применять для окраски известковый раствор не рекомендуется.
Применять для окраски цинковые, свинцовые, титановые и литопоновые белила запрещается.
При зимней камуфляжной окраске по предварительно камуфлированной поверхности все зеленые пятна необходимо полностью закрасить ровно белой краской, а на желто-землистые и темно-коричневые пятна, нанести белой краской ромбовидную сетку. Направление белых полос, образующих сетку, должно быть разнообразным: нельзя наносить только вертикальные или горизонтальные полосы.
В том случае, когда материальную часть не успели окрасить в три цвета летними камуфляжными красками и она окрашена в ровный защитный цвет, необходимо нанести мелом разметку пятен. Затем пятна, которые размечены для зеленого цвета, сплошь закрасить в белый цвет; пятна, размеченные для желто-землистого цвета и для темно-коричневого цвета, покрыть белой ромбовидной сеткой.
Трофейную технику, окрашенную одноцветной серой краской, окрашивать по такому же типу.
Если позиции располагаются на открытых местах, покрытых чистым снегом, то можно закрасить объект в сплошной белый цвет или уменьшить расстояние между белыми полосами нанесением дополнительных полос.
С переходом техники с открытых мест на закрытые (в лес, кустарник, населенный пункт т.п.), удалить дополнительно нанесенное сплошное белое покрытие и дополнительно нанесенные полосы.
При переходе в бесснежные районы и весной, после таяния снега, белую краску полностью удалить.
Удаление белых красок производить протиранием окрашенной поверхности тряпками, смоченными водой или керосином.
Данных правил по камуфляжной и зимней маскировочной окраске бронетанковой и артиллерийской техники советские части придерживались с 1941 по 1945 гг. Но если зимняя окраска наносилась на советские танки вплоть до окончания 2-й Мировой войны в Европе, то летняя камуфляжная окраска использовалась преимущественно на нескольких театрах военных действия — там, где был лесной ландшафт (Центральная, Северо-Западная часть России) и достаточно длительные позиционные бои (Западный, Ленинградский и Волховский фронты). На остальных театрах боевых действий быстротечные сражения проходили в степных и лесостепных зонах, где было Достаточно обычной защитной окраски.
С середины 1943 г. стратегическая инициатива на советско-германском фронте прочно перешла в руки Красной Армии. Задачи взаимоопознавания между родами войск стали доминировать над задачами маскировки, поэтому камуфлированные танки и САУ встречались в Советской Армии заключительного периода войны достаточно редко и, как правило, являлись инициативой местного командования.
Цветовое отличие военного объекта от окружающего фона представляет собой главнейший и первичный демаскирующий признак этого объекта. Чем меньше это отличие, тем труднее заметить такой объект на местности.
Первоначально, с массовым применением огневых средств в войнах и конфликтах начала XX века, в большинстве армий наиболее развитых стран мира для маскировки объектов стали применять защитную окраску цвета «хаки» (зеленый землистого оттенка) или использовали серо-зеленое покрытие по подобию флотских образцов. Именно таким образом были окрашены русские, английские, французские и немецкие бронеавтомобили перед началом 1-й Мировой войны.
Однако боевая практика скоро убедила все воюющие стороны, что окраска материальной части в один защитный цвет не всегда способствует ее меньшей заметности, особенно если материальная часть подвижна и проецируется на разнообразные фоны.
В результате во французской армии наряду с одноцветной стали применять многоцветную окраску в виде чередующихся светлых или темных полос, а также крупных пятен, называвшуюся «зеброванием». Именно таким способом были окрашены первые французские танки «Шнейдер» и «Сен-Шамон». «Зебрование» не получило широкого развития, так как было построено на принципе однообразного чередования цветов в схематичном рисунке, по которому легко было узнать маскируемый объект.
Дальнейшее усовершенствование такой полосатой окраски привело к созданию камуфляжа, основное назначение которого сводилось к достижению неузнаваемости окрашенного объекта. Эффект неузнаваемости получался после слияния с фоном некоторых пятен окраски («выпадения к фону»), которые по своему цвету были близки к преобладающей окраске фона. Камуфляжная окраска, как правило, состояла из несимметрично расположенных пятен двух, трех, а иногда и более цветов разного размера. В таком виде, но с различными изменениями, она была принята в армиях всех воевавших стран.
Помимо деформирующих окрасок применялись также мелкопятнистые окраски, рассчитанные только на уменьшение заметности. Впервые такая окраска появилась в германской армии.
В лесных районах значительную роль приобрели имитирующие окраски (особенно для небольших объектов) в определенных элементах повторяющие характерные детали ландшафта.
В Красной Армии камуфляжем занялись в 1920 г., когда были созданы первые танковые отряды. По всей видимости, работами руководил известный художник и дизайнер, авангардист Александр Родченко. Советские танки, раскрашенные по его проекту, имели двухцветный камуфляж из «ясно-зеленых» пятен по темно-зеленому фону («ясно-зеленый» — светло-зеленый — Прим. авт.). Таким образом были раскрашены несколько танков Mk. V, Mk. B и «Рено». Однако основная масса машин бронетанковых сил РККА продолжала окрашиваться защитно-зеленой краской различных оттенков.
До конца 30-х годов проблема камуфляжа неособенно занимала умы советских военнона-чальников и этому можно было найти вполне конкретное объяснение: Красная Армия (середины 30-х), вооруженная доктриной «глубокой наступательной операции», со своими тысячами танков собиралась стремительно наступать вглубь вражеской территории до полного разгрома противника. В этом случае важен не столько камуфляж, сколько взаимоопознавание взаимодействующих родов войск (например танков и авиации) в ходе наступления. Приоритет отдавался не сложной защитной окраске, а тактическим и опознавательным знакам. К тому же, несмотря на идеологическую войну с капитализмом, реальных военных противников у СССР не было.
Только после подписания Антикоминтерновского пакта и создания военного союза Германии, Италии и Японии у СССР появились достойные «оппоненты». А после первых германских побед политическое руководство страны окончательно осознало, что в случае войны нам не избежать кровопролитных оборонительных боев.
В это же время в НИИБТ были проведены испытания различных камуфляжных схем для колесных и гусеничных машин. Датированный августом 1939 года документ приводил выводы по сравнительной оценке 17 колесных и гусеничных машин, из которых 6 имели деформирующую крупнопятнистую окраску, 6 — мелкопятнистую, а 5 — обычное защитное покрытие.
Лучшей из камуфляжных схем была признана крупнопятнистая. Однако, было признано считать возможным ограничения количества цветных компонентов до 3 – 4 для использования в каждой группе округов, 2 из которых должны быть обязательны для всех округов (кроме Среднеазиатского военного округа).
Основными стали считаться красители: темно-зеленый типа защитный (4БО) и темно-коричневый или черный (6РП). Остальные цветные компоненты должны были устанавливаться на месте в зависимости от светлости фона. По этому показателю были выделены 4 группы округов:
I группа – MBO, ЛВО, БОВО, КалВО, ЗакВО, УрВО, СибВО (Московский, Ленинградский, Белорусский особый, Калининский, Закавказский, Уральский и Сибирский округа).
II группа – КОВО, ХВО, ПриВО (Киевский особый, Харьковский и Приволжский военные округа).
III группа – САВО (Среднеазиатский военный округ).
IV группа – ОКА и ЗабВО (Отдельная Краснознаменная армия и Забайкальский военный округ).
После проведения испытаний в округах стало ясно, что для I и IV группы подходит 3 – 4- цветный камуфляж, а для II и III достаточно и двухцветного. Были составлены схемы, согласно которым должны были быть перекрашены танки и прочая техника советских танковых войск.
Варианты камуфляжной окраски в зависимости от округов дислоцирования предусматривали использование следующих цветов:
I группа: защитный (4БО), темно-коричневый, светло-песчаный, желто-коричневый.
II группа: зеленая с оттенком морской волны, желто-коричневая.
III группа: коричневый, светло-песчаный.
IV группа: защитный, темно-коричневый.
Однако реально была перекрашена только часть машин в приграничных западных округах. И то не полностью по предложенным схемам. К началу 40-х годов советской промышленностью был налажен выпуск только трех основных оттенков красок (в виде густотертой пасты, которая разводилась олифой пополам с бензином и керосином): темно-зеленая 4БО, темно-коричневая 6К, желто-землистая 7К. Используя в качестве базового цвета защитно-зеленую краску 4БО (50 % поверхности), на танки наносился двухцветный или трехцветный деформирующий камуфляж с использованием крупных коричневых (6К, 7К) пятен неправильной формы (до 25 % поверхности на каждый оттенок). В отдельных случаях на малых танках типа Т-37 и Т-38 наносился мелкопятнистый маскирующий камуфляж в виде мелких точечных темно-коричневых пятен по защитному фону.
В зимнее время технику «белили» сначала известковым раствором, а затем специальными белыми красками.
Непосредственно перед началом Великой Отечественной войны деформирующая окраска использовалась на небольшой части бронетанковой техники. Так как в 1940 – 41 гг. заменялась материальная часть бронетанковых сил РККА, то из-за нехватки краски считалось, что камуфляжную раскраску нанесут на новые машины, когда они согласно штату укомплектуют мехкорпуса. Однако на начало боевых действий танки прибыли лишь частично, и личный состав в основной массе эту технику еще не освоил. Новые машины окрашивались на предприятиях-изготовителях защитно-зеленой краской 4БО.
В боях лета и осени 1941 г. было не до камуфляжа — советский танковый парк стремительно таял, а заводы, эвакуированные на Урал, только налаживали выпуск новой продукции.
Пожалуй, единственным исключением из этого правила стали бронепоезда. Так как их количество по сравнению с количеством танков было невелико, а особенности производства и боевого использования «сухопутных кораблей» обеспечивали им возможность гораздо более длительного существования как боевой единицы, то у экипажа бронепоезда имелось гораздо больше времени для тщательного обслуживания и окраски последнего. В основном использовалась двух или трехцветная деформирующая камуфляжная схема с нанесением желто-землистых (7К) или темно-коричневых (6К) «амебообразных» пятен по темно-зеленому фону. В отдельных случаях для бронепоездов использовались имитирующие окраски: на бронеборта наносились изображения деревьев, кустов и других элементов ландшафта. Например, на крышах бронепоездов довольно часто изображали дорожную колею для маскировки состава от воздушного наблюдения.
Достаточно массовое использование импровизированных камуфляжных схем впервые можно отметить в период битвы за Москву. Деформирующая или маскирующая окраска (в зависимости от конфигурации или величины пятен) достигалось путем нанесения белой краски на темно-зеленый базовый фон. Танки окрашивались по наитию экипажей, которые интуитивно чувствовали, что камуфляж уменьшает заметность танка или бронеавтомобиля. Однако в своем большинстве экипажи не были знакомы с теоретической базой нанесения пятен, учитывавшей особенности человеческого восприятия и характерное цветовое построение окружающего ландшафта. Не учитывалось также и предполагаемое тактическое применение боевой машины (оборона или наступление). В ходе Московской битвы можно было наблюдать нанесенные на технику белые пятна неправильной формы, а также извилистые полосы, наносимые кистью по защитной окраске танка. Эффект от подобных камуфляжных схем был подобен «зеброванию», поэтому в конце 1941 г. в Автобронетанковом и Артиллерийском управлении РККА начались разработки документов по камуфляжной и маскирующей окраске танков, автомобилей и гусеничных тягачей. В появившихся инструкциях камуфляжная окраска выполнялась красками трех цветов (с определением характерного ландшафтного фона и предполагаемой площади покрытия):
1. Зеленая — 4БО подходит (как средняя по цвету) ко всем фонам зеленой растительности и является основной, преобладающей в окраске. Площадь, окрашенная этой краской, составляет 45 – 55 % всей площади поверхности объекта.
2. Желто-землистая — 7К подходит к фонам оголенной земли (вспаханная земля, дороги, осыпи и т.п.). Окрашенная площадь составляет 15 – 30 % всей площади поверхности объекта.
3. Темно-коричневая — 6К подходит к затененным пятнам различных фонов и к цвету стволов деревьев. Окрашенная площадь составляет 15 – 30 % всей площади поверхности объекта.
К рисунку и расположению пятен предъявлялись следующие требования:
1. Пятна по своему рисунку должны подражать пятнам естественных фонов, они должны иметь извилистый контур и быть разнообразными по своим очертаниям и размерам.
2. Пятна различного цвета располагаются так, чтобы исказить в наибольшей степени привычный вид материальной части.
Характерные части объекта — прямые линии и углы, щит, ствол орудия, колеса и т.п. — окрашиваются пятнами различных цветов.
Общее направление пятна (удлиненного) не должно быть параллельным контуру объекта, а должно составлять с ним комбинации углов. Пятна одного цвета и похожие по размеру или форме не должны располагаться симметрично.
Пятна могут быть замкнутые, находящиеся внутри контура одной грани объекта, и открытые, обрезанные гранью объекта.
Открытые пятна должны обязательно переходить на соседние грани объекта, т.е. захватывать не менее двух граней. Выступающие углы, составленные из нескольких плоскостей, у обычных объектов окрашиваются по преимуществу в темные цвета.
Вершина выступающего утла не должна совпадать с центром пятна.
На постоянно затененных частях объекта наносятся пятна наиболее контрастирующих цветов — желтые и коричневые.
3. Как правило, шаблон в рисунке пятен недопустим.
Расположение пятен должно варьироваться согласно вышеприведенным правилам. Кроме того, необходимо варьировать цвета, указанные на прилагаемых рисунках, заменяя все или часть желтых пятен коричневыми, а коричневые — желтыми.
Однако, незакрашенные части ствола, затвора и других механизмов, а также прицельные приспособления и таблички не окрашиваются. Камуфляжная окраска действует на различных дальностях неодинаково, в зависимости от величины пятен.
На больших дальностях, когда пятна сливаются и объект кажется одного цвета, окраска действует, как обычная одноцветная.
На средних расчетных дистанциях действия окраски пятна ясно не различаются, частично сливаются с фоном, и получается искажение вида объекта.
На малых дальностях, когда все пятна резко заметны, окраска также не действует. При больших размерах пятен действие окраски начинается и кончается на больших дальностях, при малых — на меньших.
В инструкциях определялся также и порядок окраски материальной части:
1. Камуфляжная окраска начинается с разбивки пятен, для чего мелом наносят их контуры и обозначают начальными буквами цвет пятен (3, Ж, К). При перекраске объектов, окрашенных в защитный цвет, этот цвет сохраняется для зеленых пятен, и накрашиваются пятна только желтые и коричневые.
2. После разбивки пятен производится окраска. Краски 4БО, 6К и 7К выпускаются заводом в виде густотертой пасты, которая разводится в войсках добавлением олифы пополам с бензином или керосином в количестве 25 – 45 % от веса пасты, чтобы свободно можно было красить кистью В случае отсутствия олифы разводить краску разрешается одним бензином или керосином.
Средний расход готовой красочной смеси малярной консистенции на 1 м2 площади за один раз окраски 100 г. Перекраска в частях производится за один раз. Размывка контура производится растушевкой границ соседних невысохших пятен кистью, смоченной бензином или керосином; ширина растушеванной полосы может колебаться от 1,5 до 3 см.
Для зимних условий также были разработаны соответствующие инструкции по маскирующей окраске. К ней предъявлялись следующие требования:
1. С наступлением зимы и появлением снежного покрова с целью маскировки материальная часть, находящаяся в действующей армии и в районах действия авиации противника, должна быть покрыта зимней камуфляжной окраской.
2. Зимняя камуфляжная окраска производит искажение формы объекта и облегчает применение его к местности; это достигается накраской белых пятен в цвет основного фона (снега) с оставлением темных (темно-коричневых, желто-землистых или зеленых) пятен неправильной формы, покрытых сеткой из белых пересекающихся полос. Такая окраска хорошо маскирует предмет на пятнистых фонах: в лесу, кустарнике, на пересечении местности, в населенных пунктах, на дорогах и других местах, где имеются тени и отдельные участки, не покрытые снегом.
Кроме камуфляжной зимней окраски может применяться одноцветная окраска в белый цвет, при которой, однако, объекты хорошо маскируются только на равнинной местности, покрытой снегом.
3. Несмотря на хорошие маскировочные свойства зимней камуфляжной окраски и одноцветной белой окраски, необходимо помнить, что одна только окраска не решает полностью задачи маскировки, а лишь облегчает ее; поэтому в целях лучшей маскировки следует пользоваться подручными материалами (деревьями, ветками, кустами, снегом) и специальными маскировочными средствами (масксети), а также использовать особенности местности.
4. Зимняя камуфляжная окраска наносится на материальную часть и периодически восстанавливается непосредственно в подразделениях войск; зимняя камуфляжная окраска наносится на материальную часть также на военных базах, в ремонтных органах и на заводах промышленности перед отправкой ее в действующую армию или в районы, подвергающиеся налетам неприятельской авиации.
5. Для зимней камуфляжной и одноцветной белой окраски применяются следующие краски:
а) сухая белая краска Б;
б) белая клеевая краска;
в) белая канифольно-бензиновая краска.
Примечания:
1. Сухая белая краска Б является основой маскировочной зимней краской. Белая клеевая и белая канифольно-бензиновая краски применяются только при отсутствии белой сухой краски Б и приготовляются в подразделениях из материалов, имеющихся на местах.
Сухая белая краска Б представляет собой порошок, состоящий из белого пигмента и связующего. Она заготовливается в централизованном порядке и доставляется в войска в готовом для разведения виде. Для нанесения на маскируемый объект краска предварительно разводится водой. Высыхает краска в течение 1 – 2 часов; на 1 кв. метр окрашиваемой поверхности требуется 75 – 100 граммов сухой краски.
2. Применять для окраски известковый раствор не рекомендуется.
Применять для окраски цинковые, свинцовые, титановые и литопоновые белила запрещается.
При зимней камуфляжной окраске по предварительно камуфлированной поверхности все зеленые пятна необходимо полностью закрасить ровно белой краской, а на желто-землистые и темно-коричневые пятна, нанести белой краской ромбовидную сетку. Направление белых полос, образующих сетку, должно быть разнообразным: нельзя наносить только вертикальные или горизонтальные полосы.
В том случае, когда материальную часть не успели окрасить в три цвета летними камуфляжными красками и она окрашена в ровный защитный цвет, необходимо нанести мелом разметку пятен. Затем пятна, которые размечены для зеленого цвета, сплошь закрасить в белый цвет; пятна, размеченные для желто-землистого цвета и для темно-коричневого цвета, покрыть белой ромбовидной сеткой.
Трофейную технику, окрашенную одноцветной серой краской, окрашивать по такому же типу.
Если позиции располагаются на открытых местах, покрытых чистым снегом, то можно закрасить объект в сплошной белый цвет или уменьшить расстояние между белыми полосами нанесением дополнительных полос.
С переходом техники с открытых мест на закрытые (в лес, кустарник, населенный пункт т.п.), удалить дополнительно нанесенное сплошное белое покрытие и дополнительно нанесенные полосы.
При переходе в бесснежные районы и весной, после таяния снега, белую краску полностью удалить.
Удаление белых красок производить протиранием окрашенной поверхности тряпками, смоченными водой или керосином.
Данных правил по камуфляжной и зимней маскировочной окраске бронетанковой и артиллерийской техники советские части придерживались с 1941 по 1945 гг. Но если зимняя окраска наносилась на советские танки вплоть до окончания 2-й Мировой войны в Европе, то летняя камуфляжная окраска использовалась преимущественно на нескольких театрах военных действия — там, где был лесной ландшафт (Центральная, Северо-Западная часть России) и достаточно длительные позиционные бои (Западный, Ленинградский и Волховский фронты). На остальных театрах боевых действий быстротечные сражения проходили в степных и лесостепных зонах, где было Достаточно обычной защитной окраски.
С середины 1943 г. стратегическая инициатива на советско-германском фронте прочно перешла в руки Красной Армии. Задачи взаимоопознавания между родами войск стали доминировать над задачами маскировки, поэтому камуфлированные танки и САУ встречались в Советской Армии заключительного периода войны достаточно редко и, как правило, являлись инициативой местного командования.
Re: Деформирующий камуфляж РККА
Большая для интернет ресурса, но познавательная и интересная статья.
Сергей Кульпин- Сообщения : 21
Очки : 27
Репутация : 6
Дата регистрации : 2016-08-27
Возраст : 55
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения
Сегодня в 7:21 pm автор Dmitriy1990
» Ту-95МС "Медведь" Красноярск.
Вс Сен 01, 2024 11:06 pm автор Dmitriy1990
» Ту-95МС "Медведь" Красноярск.
Вс Сен 01, 2024 11:01 pm автор Dmitriy1990
» Ми-8МТ 1/48 звезда
Чт Апр 18, 2024 6:37 am автор Dmitriy1990
» Т-34 с орудием Л-11 образца декабря 1940-го года
Ср Апр 03, 2024 11:32 pm автор OVG67
» Як-21 Amodel 1/72
Чт Мар 21, 2024 10:09 pm автор Андрей Алисиевич
» Як-15 Амодел 1/72
Чт Мар 21, 2024 9:14 pm автор Андрей Алисиевич
» АЦ-40(5557)-002ПС
Вс Янв 21, 2024 2:57 am автор Dmitriy1990
» АЦ-40(5557)-002ПС ВКППЗиСР.
Вс Янв 21, 2024 2:56 am автор Dmitriy1990